Vostochnieleta.ru

Косоватый ресурс

Метки: Амиши прощение, амиши 2 сезон смотреть онлайн, амиши 3 сезон 3 выпуск, амиши амиши-меннониты бичи.

А́миши
Общая численность

249 000 (Амиши старого обряда)[1]

Основатель

Якоб Амман

Страны и регионы
 США (особенно штаты Огайо, Пенсильвания, Индиана, Нью-Йорк)

 Канада (особенно провинция Онтарио)

Религии
Анабаптисты
Писания
Библия
Языки
Пенсильванско-немецкий диалект, Швейцарский диалект, Английский

А́миши (англ. Amish [ˈɑːmɪʃ], нем. Amische, пенсил.-нем. Amisch) — религиозное движение, зародившееся как самое консервативное направление в меннонитстве[2] (разновидность анабаптизма) и затем ставшее отдельной протестантской религиозной деноминацией[источник не указан 81 день]. Амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку, а оставшиеся в Европе постепенно вновь объединились с меннонитами. В настоящее время большинство амишей проживает в США и Канаде.

Вероучение амишей основано на буквальном и строгом толковании Библии. Как и другие анабаптисты, они допускают крещение только в сознательном возрасте (англ.)русск., а не во младенчестве, выступают за ненасилие и против любой военной службы. Большинство общин амишей не строят культовых сооружений и проводят богослужения на дому; не занимаются миссионерством и редко принимают к себе новообращённых со стороны.[3]

На протяжении многих поколений амиши вступают в брак только с единоверцами (иногда с меннонитами)[4], из-за чего образуют генетически закрытую человеческую популяцию, нетипичную для современного мира. По причине близкородственных браков внутри относительно малой первоначальной группы населения во многих общинах амишей всё чаще проявляются определённые наследственные признаки[5], а иногда и наследственные заболевания. Семьи амишей были и, в основном, остаются многодетными и приверженными традиционному сельскому образу жизни. Высокая рождаемость и при том низкая младенческая смертность делают популяцию амишей одной из самых быстрорастущих в мире.

Религиозные группы амишей стремятся к определённой изоляции от неамишского общества.[3] Очень большое значение придаётся внутрицерковным и семейным отношениям. Амиши обычно создают собственные однокомнатные школы (англ.)русск. и заканчивают формальное образование в восьмом классе. Ценят сельскую жизнь, ручной труд, скромность и простоту. В трудных ситуациях предпочитают полагаться на помощь семьи и общины, а не государства или страховых компаний.

Численность амишей составляет более 200 000 человек, по этническому происхождению это в основном эльзасцы — потомки примерно 200 основателей, эмигрировавших из Европы в США в XVII — начале XVIII века.

Содержание

История возникновения и развития

Движение амишей-меннонитов происходит от возникшего в XVI веке религиозного братства, известного как швейцарские братья (нем. Schweizer Brüder, англ. Swiss Brethren)[6][7]. Швейцарские братья были анабаптистами; их также часто рассматривают как часть радикальной Реформации. Возникновение швейцарских братьев восходит к Феликсу Манцу (1498—1527) (нем. Felix Manz (или Mantz), англ. Felix Manz) и Конраду Гребелю (1498—1526) (нем. Konrad Grebel, англ. Conrad Grebel), которые отделились от реформата Ульриха Цвингли (1484—1531)[8].

История Церкви амишей началась с раскола в группе швейцарских и эльзасских анабаптистов в 1693 году под предводительством Якоба Аммана (1656—1730)[9]. По фамилии Я. Аммана, которого также называли Амишем или Амишем Меннонитским[10], его последователи и стали называться амишами[11].

Я. Амман считал, что меннониты, миролюбивые анабаптисты Нижних Земель и Германии, отклонились от учения Менно Симонса (англ. Menno Simons) и «Дордрехтской конфессии веры» (англ.)русск. 1632 года. Амман был сторонником более строгой церковной дисциплины, включая более суровое применение практики «избегания» (англ.)русск. — социальной изоляции отлучённых членов.

Швейцарские анабаптисты, рассеянные в результате гонений по всему Эльзасу и Палатинату, никогда не использовали строгое избегание, как некоторые анабаптисты Нижних земель. Амман же считал, что с отлучёнными от церковной общины никто из оставшихся не должен общаться до их раскаяния и возвращения[2]. Он настаивал на применении этой практики даже в отношениях между супругами: пока отлучённый супруг не покается, нельзя даже принимать пищу за одним столом с ним[12]. Такого рода строгий буквализм в этом вопросе, впрочем, как и в других, вызвал раскол среди меннонитов Южной Германии, Эльзаса и Швейцарии в 1693 году и привёл к уходу последователей Я. Аммана.

С этого момента швейцарский анабаптизм развивался двумя параллельными течениями. Последовавшие за Амманом стали известны как амиши, или амиши-меннониты. Другие постепенно сформировали основу «Швейцарской меннонитской конференции» (нем. Konferenz der Mennoniten der Schweiz, англ. Swiss Mennonite Conference). Из-за общего происхождения и наследия амиши и меннониты остаются во многом сходными друг с другом. Те, кто покидает амишей, склонны присоединяться к консервативным конгрегациям меннонитов.[13][14]

Старое амишское кладбище в Ланкастере, Пенсильвания, 1941.

Первые амиши происходили, в основном, из трёх мест: немецкоговорящей части Швейцарии, Эльзаса во Франции и германского палатината. Можно сказать, что амиши являются прямыми наследниками двух групп анабаптистов: «швейцарских братьев» (англ.)русск. и голландских меннонитов[7]. И сегодня наиболее консервативные их потомки продолжают говорить на пенсильванском диалекте немецкого. В то же время швейцарский диалект немецкого доминирует в некоторых сообществах амишей старого обряда, особенно в штате Индиана[15].

В начале XVIII века многие амиши претерпели преследования от властей европейских стран. Так, король Людовик XIV в 1712 году велел изгнать из Франции всех амишей, в результате большинство их расселились в соседних странах, а около 300 человек отправились в Америку[2]. После наполеоновских войн эмиграция амишей усилилась[2]. Основная эмиграция амишей из Европы в Северную Америку продолжалась с 1727 до 1865 г. С 1815 по 1865 г. в штаты Пенсильвания, Огайо, Иллинойс, Индиана, Нью-Йорк и Айова, а также в Канаду (провинция Онтарио) переехали около 3 тыс. чел.

Миграция амишей-меннонитов в Пенсильванию началась в XVIII веке и была частью большой волны эмиграции из Палатината (Пфальца) и соседних регионов. Эта эмиграция была реакцией на религиозные войны, нищету и религиозные преследования (англ.)русск. в континентальной Европе[16]. Первые иммигранты-амиши прибыли в округ Беркс (англ.)русск. штата Пенсильвания, но позднее из-за земельных вопросов и по соображениям безопасности во время Франко-индейской войны (1755—1763) переселились оттуда в другие места.[17] Многие со временем осели в о́круге Ланкастер (англ.)русск. штата Пенсильвания. Другие группы амишей позднее нашли себе новое место жительства в штатах Алабама, Делавэр, Иллинойс, Айова, Канзас, Кентукки, Мичиган, Миннесота, Миссисипи, Миссури, Небраска, Нью-Йорк, Огайо, Мэриленд, Теннесси, Висконсин, Мэн, а также в канадской провинции Онтарио.

В дальнейшем Церковь амишей многократно разделялась в результате споров о вопросах религиозной доктрины. Так, в 1865 г. состоялся большой съезд амишей Пенсильвании, Индианы и Огайо, результатом которого было окончательное разделение их на амишей старого обряда и «меннонитских» амишей. Вторые впоследствии почти полностью слились с меннонитской церковью и другими консервативными меннонитскими группами[7].

Конгрегации амишей, оставшиеся в Европе, постепенно слились с меннонитами. Последней из них была амишская конгрегация Иксхайма (нем. Ixheim — район города Цвайбрюккена, земля Рейнланд-Пфальц, Германия), которая объединилась с соседней меннонитской церковью в 1937 г. Некоторые из меннонитских конгрегаций, включая большинство их в Эльзасе, возникли из бывших амишских конгрегаций[18].

Большинство сообществ амишей, которые возникли в Северной Америке, в конечном счёте не сохранили свою религиозную идентичность. Первоначальная потеря идентичности возникла в результате большого разделения среди амишей в 1860-х годах. В течение этого десятилетия в округе Уэйн (англ.)русск. штата Огайо проводилась «Пастырская конференция» (нем. Dienerversammlungen) по вопросам о том, как быть амишам под давлением современного общества. Встреча друг с другом была прогрессивной идей; для епископов собраться и обсудить, достичь единства взглядов было беспрецедентным предложением в истории Церкви амишей.[источник не указан 554 дня] На первых нескольких встречах, более традиционно настроенные епископы согласно бойкотировали конференцию. Более прогрессивные участники, составляющие примерно две трети от всей группы, сохранили за собой название «амиши-меннониты». Многие из них со временем объединились с Меннонитской Церковью и другими деноминациями меннонитов — особенно в начале XX века. А более традиционно мыслящие группы стали известны как амиши старого обряда[19].

Вероучение и религиозная деятельность амишей

Вероучение амишей основывается на определённом, достаточно буквальном и строгом, толковании Библии. Амиши ждут Второго Пришествия Иисуса Христа и Его тысячелетнего царствования («Хилиазм»). Основные положения вероучения амишей заключены в «Декларации главных положений нашей общей христианской веры» (1632)[10]. Членство в Церкви амишей начинается с крещения по вере (кредобаптизма) (англ.)русск., которое обычно совершается в возрасте от 16 до 25 лет. Осознанное крещение по вере у амишей — это также необходимое условие для вступления в брак; и после того, как человек приобщается к церкви, он может вступать в брак только с единоверцами. Большинство амишей не строят храмов и других культовых сооружений, собрания и богослужения проводятся на дому у членов конгрегации (местной общины) по очереди[2].

Местная религиозная организация амишей называется конгрегацией и обычно состоит из 20—40 семей, живущих неподалёку друг от друга, часто по соседству. Конгрегация возглавляется епископом, или «полным служителем» (нем. völliger Diener), вместе с несколькими священниками и диаконами[20].

По правилам амишей, в каждой конгрегации должны быть как минимум один «полный служитель», который является также главой общины, 2 служителя и диакон. Они избираются пожизненно голосованием всех членов общины и не пользуются никакими привилегиями. Но лидеры разных общин иногда собираются для решения различных вопросов и заключения договоров между общинами[7].

Большинство конгрегаций амишей старого обряда не строят храмов. Богослужения проводятся каждое второе воскресенье в доме одного из членов общины по очереди. В большинстве случаев богослужение амишей длится около 4 часов, включает пение гимнов и проповеди. В другое время практикуется индивидуальная внутренняя молитва. Согрешивший исповедуется перед всей общиной[7].

Амиши, как и другие анабаптисты, не допускают крещения младенцев, а признают только сознательно принимаемое крещение по вере, которое означает вступление в члены Церкви амишей и принятие на себя очень серьёзных обязательств перед Богом и общиной. Те, кто крестились, а потом покинули церковь — будут избегаемы членами своей бывшей конгрегации и даже своими семьями, а некрещёные не подвергаются такому.[21]

Согласы амишей

После эмиграции из Европы в Америку религиозное движение амишей не сохранило своего единства. Церковь амишей многократно разделилась на подгруппы (субденоминации, согла́сы, секты[прим. 1]) с различающимися толкованиями Библии и различными правилами жизни.

Так, в 1866 году в Индиане в результате движения за духовное пробуждение амишей была основана Евангелическая меннонитская церковь. В 1910 году в Пиджине (англ.)русск. (округ Сент-Джозеф (англ.)русск. штат Мичиган) была создана Консервативная меннонитская конференция. Её приверженцы стали проводить богослужения в специальных домах собраний, организовали воскресные школы, стали проводить богослужения на английском языке (а не только на пенсильванско-немецком, как другие амиши).[2]

Другой отдельный соглас — Амишские меннонитские церкви Бичи — разрешил использовать автомобили, тракторы и сетевое электричество[2]. Амиши-меннониты Бичи ведут миссионерскую деятельность, что не практикуется другими амишами. На территории СНГ есть небольшая община амишей Бичи в городе Черкассы (Украина)[22].

Всего известно более восьми различных согласов амишей. В их числе (в порядке возрастания консерватизма): «Амиши-меннониты Бичи», «Амиши нового обряда», «Амиши старого обряда», «Шварцентруберовские амиши», «Амиши Тройера».

Амиши старого обряда

Амиши старого обряда (англ. Old Order Amish, варианты перевода: амиши старого порядка, амиши старых порядков, амиши старых правил) — основное (базовое) множество амишей, исходный соглас, от которого затем отделились другие согласы амишей. Любое утверждение в данной энциклопедической статье относится к амишам старого обряда, если не оговорено особо, что оно относится к другому согласу амишей или ко всем амишам.

Иногда амишами старого обряда называют отделившихся 1860-х годах от основного движения более консервативных амишей, придерживающихся более строгих правил, придающих особое значение традиционной практике и старой вере.

Амиши нового обряда

Амиши нового обряда (англ. New Order Amish, варианты перевода: амиши нового порядка, амиши новых порядков, амиши новых правил), несмотря на название, являются подгруппой амишей старого обряда, которая отделились от других амишей старого обряда в 1960-х годах по ряду причин. Среди них: желание «очистить» правила отношений между мужчиной и женщиной, а также внести больше евангельских элементов в жизнь, таких как воскресные школы и миссионерская работа.

В 1966 году около ста семей отделились от амишей старого обряда в округе Ланкастер (англ.)русск. штата Пенсильвания и создали две новые конгрегации, и с тех пор стали они называться «амиши нового обряда» (англ. New Order Amish). Подобный раскол произошёл и в штате Огайо примерно в то же время.

Как и амиши старого обряда, амиши нового обряда используют конные повозки, носят скромную одежду, говорят на пенсильванско-немецком диалекте и проводят богослужения на дому. Как и у других амишей, у них запрещены интернет, телевидение и радио. Некоторые из амишей нового обряда допускают использовать электричество на подворье около дома (но не внутри дома), трактора и грузовые автомобили, кое-кто — так же и телефон в доме.

Практика избегания (англ.)русск. у них может быть менее жёсткой, чем у амишей старого обряда. Так же они могут более снисходительно относиться к фотографированию себя и к фотографии вообще, чем амиши других согласов. В то же время, в некоторых конгрегациях амишей старого обряда допускается курение табака и употребление алкоголя, а у всех амишей нового обряда это запрещено — важный фактор их первоначального разделения.

Существуют несколько разных амишских религиозных движений, называемых амишами нового обряда. Их общины можно найти примерно в дюжине штатов; самые многочисленные — в округе Холмс (англ.)русск. штата Огайо.

Амиши-меннониты Бичи

А́миши-меннони́ты Би́чи (англ. Beachy Amish Mennonite) — несобранное (не имеющее центрального органа управления) множество анабаптистских церквей. Общих черт, характерных для всех церковных конгрегаций амишей-меннонитов Бичи, немного. Все они придерживаются дордрехтской конфессии веры (нем.)русск., а также используют (но в разной степени) такие анабаптистские религиозные практики, как непротивление злу насилием, строгое отделение церкви от государства, крещение по вере (англ.)русск. во взрослом возрасте (а не в младенчестве).[23]

История

Церковь Бичи возникла в 1927 году в результате разделения в конгрегации амишей старого обряда «Кассельман Ривер» (англ. (Casselman) River) в округе Сомерсет (англ.)русск. штата Пенсильвания. Во главе этой конгрегации в то время стоял епископ Мо́зес М. Би́чи (англ.)русск. (англ. Moses M. Beachy), чьё имя и стало ассоциироваться с данной фракцией амишей. Амиши-меннониты Бичи предпочитают более мягкую дисциплину по отношению к тем верующим, которые переходят в другие анабаптистские церкви, особенно в консервативные конгрегации амишей-меннонитов (англ.)русск., которые откололись от конгрегации Мозеса Бичи в 1895 году, и с тех пор ему не подчинялись.[24]

Отличия от амишей старого обряда

В отличие от амишей старого обряда, амиши Бичи имеют молитвенные дома, воскресные школы и библейские школы для молодых людей, и, в большинстве своём, проводят миссионерскую работу. Отлучение от церкви применяется более редко, связанные с ним запрещения (общения, помощи и т.д.) — ещё реже.

Кроме того:

  • Ограниченный доступ к Интернету в некоторых конгрегациях разрешается;
  • Мужчины носят одежду, купленную готовой (а не только домотканую или изготовленную на заказ);
  • Разрешается иметь и использовать личные автомобили.

Сходства с амишами старого обряда

Сегодня большинство церквей Бичи имеют больше сходства с консервативными группами меннонитов, чем с амишами старого обряда. Но практики и образ жизни остаются сходными со староамишскими, в том числе:

  • Женщины должны быть с покрытой головой, как, по их мнению, положено христианкам (см. Христианский головной убор (англ.)русск.);
  • Женатые мужчины носят бороды (в большинстве конгрегаций);
  • Телевидение и радио запрещены.

Численность и распространение

В 2006 году, в 207 церковных общинах амишей Бичи состояло 11487 человек,[25] больше всего в штатах Пенсильвания, Индиана и Огайо.[26] Международные церкви и миссии амишей Бичи действуют в Сальвадоре, Белизе, Никарагуа, Коста-Рике, Парагвае, Ирландии, Украине, Румынии, Кении, Австралии и Канаде. Спонсоры миссионерской работы — «Amish Mennonite Aid» (AMA), «Mennonite Interests Committee» (MIC), отдельные церкви.[22]

Шварцентруберовские амиши

Шварцентруберовские амиши или амиши Шварцентрубера (англ. Swartzentruber Amish) — соглас амишей, появившийся в результате разделения (раскола), произошедшего в среде амишей старого обряда округа Холмс (англ.)русск. штата Огайо в 1917 году.

Происхождение и распространение

Этот раскол амишей возглавлял епископ Сэм Йодер (Sam E. Yoder). Но название этого амишского согласа произошло от фамилии не этого, а следующего за ним епископа — Сэмюеля Шварцентрубера (Samuel Swartzentruber). Существует 19 церковных округов шварцентруберовских амишей в округах Холмс и Уэйн (англ.)русск. штата Огайо, откуда они и произошли. В настоящее время группы этих амишей поселились в 15 других штатах США, но самые многочисленные поселения их — в Холмсе и Уэйне.

Отличия от амишей старого обряда

Шварцентруберовские амиши говорят на пенсильванском диалекте немецкого, и рассматриваются как подгруппа амишей старого обряда, однако они не дружат и не допускают браков с более либеральными амишами старого обряда. Как и многие другие амиши-старообрядцы, они избегают использования электричества и водопровода в доме, а также многих других «слишком мирских, слишком суетных» устройств и технологий: пуговиц, застёжек-липучек, велосипедов и других. Дворы и фермы шварцентруберовских амишей часто выглядят неопрятными. Это, видимо, из-за того, что последователи Шварцентрубера считают заботу о внешнем виде слишком суетным делом. Их фермы можно узнать по грязным подъездам и дорогам, в то время как большинство дорог в поселениях амишей старого обряда вымощены камнем или хотя бы гравием.

Другой характерный признак — жестяные крыши на домах и надворных постройках многих шварцентруберовских амишей. Отличия в одежде от амишей старого обряда мало заметны: все цвета скорее тёмные, чем яркие; распространён тёмно-синий, тёмно-багряный и даже серый цвет. Мужские брюки на подтяжках — часто с одной подтяжкой, чтобы избежать гордыни и надменности из-за двух. Женские платья длинные, обычно доходящие до верха обуви, реже — до середины икр. На упряжи и повозках используется чаще полностью чёрная, нежели коричневая кожа.

На заднюю сторону своих повозок шварецентруберовские амиши прикрепляют отражательную направляющую ленту вместо яркого (обычно красного) треугольника — этот стандартный дорожный знак тихоходного транспортного средства они считают слишком вызывающим и суетным. Их лёгкие конные повозки (англ.)русск. чаще оборудованы неэлектрическими (масляными, керосиновыми и т.п.) фонарями без отражателей, нежели электрическими фарами, работающими от аккумуляторов.[27] И эти фонари обычно расположены со смещением: на одной стороне повозки фонарь слегка выше, чем на другой. Это сделано намеренно, чтобы можно было в темноте по бортовым огням отличить конные повозки амишей от других транспортных средств на дороге.

Было даже несколько судебных процессов в о́круге, где власти округа и штата пытались заставить амишей Шварцентрубера соблюдать предписания об использовании стандартного оранжевого треугольника на задней стороне повозок. Но Верховный суд США оказался на стороне амишей. Тем не менее, до сих пор статистика показывает, что в районах, где есть амиши данной подгруппы, дорожные происшествия с конными повозками происходят чаще, чем в других местах.

13 сентября 2011 года в штате Кентукки девять амишей Шварцентрубера старого обряда (англ. Old Order Swartzentruber men[прим. 2]) были арестованы за неуплату штрафа за отказ от установки оранжевого отражающего треугольника на их конной повозке[28][29]. Амишам пришлось провести от трёх до десяти дней в тюрьме города Мейфилд (Mayfield), где из уважения к их религии им дали одежду тёмных тонов, а не оранжевую, как другим заключённым[28].

Этимология слова «Шварцентрубер»

Шварцентрубер (Swartzentruber) — распространённая среди амишей и меннонитов фамилия швейцарского происхождения. Пришла из долины реки Труб, расположенной примерно на полпути между Берном и Люцерном. Предположительно означает «продавец чёрного винограда».[30] В английском языке существует несколько вариантов написания этой фамилии: Swartzendruber, Schwartzendruber, Schwarzentruber и Schwarztrauber.

Амиши Тройера

В 1932 году епископ Эли А. Тройер (Eli A. Troyer) ушёл от амишей Шварцентрубера и основал «Церковь Тройера» (англ. Troyer church) в округе Уэйн (англ.)русск. штата Огайо. Он это сделал по нескольким причинам, одной из которых стали правила насчёт размеров полей шляпы. До этого времени шварцентруберовские амиши носили такие же шляпы, как и остальные амиши.

До 1942 года допускался свободный переход между конгрегациями амишей Шварцентрубера и амишей Тройера, без наказания со стороны «Церкви Тройера». Но потом весной 1942 г. другой епископ амишей Тройера, Эйб Тройер (Abe Troyer), «закрыл дверь между сектами», стал угрожать отлучением тем, кто перейдёт из конгрегации амишей Тройера в конгрегацию амишей иного согласа.

Таким образом, произошло отделение «Церкви Тоуб» (англ. Tobe church) от других амишей. Эта церковь действует, в основном, в округе Уэйн — но и там она раскололась на две части: «Церковь Тоуб нового обряда» (англ. Tobe New Order) и «Церковь Тоуб старого обряда» (англ. Tobe Old Order).

Со временем «Церковь Тройера» распространилась ещё в несколько мест в Пенсильвании, штате Нью-Йорк, Мичигане и в Канаде, — так же, как до этого сделала «Церковь Шварцентрубера».

Образ жизни и культура

Семьи и общины амишей обычно очень консервативны и стараются сохранить более традиционный образ жизни, более архаичные отношения в семье, чем окружающее их большое общество. Браки амиши допускают только с другими амишами. Семьи, как правило, многодетные. Пожилым и больным членам общины стараются помогать своими силами, не принимая социальное обеспечение от государства или других внешних организаций. Амиши старого обряда также известны своим неприятием ряда современных технологий.

Правила Церкви, или «Орднунг» (англ.)русск., должны строго соблюдаться каждым её членом. Эти правила затрагивают большинство аспектов повседневной жизни и включают в себя запреты или ограничения на использование сетевого электричества, телефонов и автомобилей, предписания насчёт одежды. Как и многие другие анабаптисты, амиши практикуют непротивление злу насилием и отказываются от любого рода военной службы; во время войны они получают статус «conscientious objector» — людей, по идейным соображением отказывающихся от прохождения военной службы. Члены церкви, которые не следуют этим правилам (не оправдывают ожидания) и не могут быть приведены к покаянию, отлучаются от церкви. Кроме отлучения, практикуется «избегание» (англ.)русск. — практика ограничения социальных контактов с «заблудшими» с целью пристыдить их и побудить вернуться в лоно церкви.

Амиши не стремятся дать своим детям большее образование, чем обязательные восемь классов средней школы, полагая, что и этих базовых знаний вполне достаточно, чтобы подготовиться к жизни амиша. Дети амишей часто, следуя традициям своей веры, с ранних лет учатся работать в доме, или на семейной ферме, или на общинной земле. Дети воспитываются в традициях своих родителей или близких родственников до подросткового возраста, когда, во время окольничества, им даётся возможность посмотреть мир и сравнить с тем, чему их учили в семье.[31][32] В это время неблагочестивое поведение, за которое взрослого, окончательно обратившегося в веру амишей, подвергли бы избеганию, может приниматься с некоторой долей терпимости[33].

В 1961 году Служба внутренних доходов США признала, что, поскольку амиши по религиозным соображениям не пользуются благами социального страхования (и вообще социального обеспечения), они не обязаны платить соответствующие налоги, а в 1965 году[34] это правило было кодифицировано в законодательстве[35].

Случаются хулиганские выходки против амишей, как со стороны людей из неамишского общества, так и в результате конфликтов между самими амишами.[36][37][38][39]

Численность населения и распространение

Демография амишей

Численность населения по годам
(Источник: Sources for the population: 221000 in 2008[40]; 249000 in 2010[1]; 261150 in 2011[41].)
1920 1928 1936 1944 1952 1960 1968 1976 1984 1992 2000 2008 2010 2011
5000 7000 9000 13000 19000 28000 39000 57000 84000 125000 166000 221000 249000 261150
Семья амишей в Канаде, в районе Ниагарского водопада

Недостаток сохранившихся детальных записей у амишей старого обряда, наряду с другими факторами, затрудняет оценку их общего количества. Приблизительные оценки, полученные в ходе различных исследований, дают численность населения амишей 125 тыс. чел. в 1992 году, 166 тыс. чел. в 2000 г. и 249 тыс. чел. в 2010 г. Темп прироста населения составляет около 4 % в год.[42]

С 1992 по 2010 г., прирост населения среди амишей в Северной Америке составил 99 %. За это время они основали 184 новых поселения и переселились в шесть новых штатов США.[43] В 2000 году примерно 165620 амишей старого обряда постоянно проживали в США, из них 73609 были членами церкви.[44]

В 2000 году, более 165 тыс. амишей старого обряда жили в Канаде и США. К 2008 году, по данным исследования, их количество возросло до 227 тыс. человек.[40]. В 2010 году новое исследование показало рост численности за два года на 10 %, до 249 тыс. человек, с нарастающим продвижением на запад.[1]

Амиши — одна из самых быстрорастущих групп населения во всём мире. В среднем в амишской семье рождается семь детей.[45]

Сообщества амишей старого обряда существуют в 27 штатах США и в канадской провинции Онтарио. Наибольшее количество амишей проживает в штате Огайо: 55 тыс. чел.; за ним следует Пенсильвания (51 тыс. чел.) и Индиана (38 тыс. чел.).[46] Крупнейшие поселения амишей в о́круге Холмс (англ.)русск. в центральной части штата Огайо, в округе Ланкастер (англ.)русск. штата Пенсильвания, а также в округах Лагранж (англ.)русск. и Элхарт (англ.)русск. штата Индиана[47]

Наибольшая концентрация амишей к западу от реки Миссисипи отмечена в штате Миссури; другие поселения находятся в восточной части штата Айова и юго-восточной части (англ.)русск. штата Миннесота.[48] Из-за такого быстрого роста населения в общинах амишей, новые поселения создаются для того, чтобы получить достаточное количество земли, пригодной для сельского хозяйства. Другие причины создания новых поселений, расположенных в удалённых изолированных местах — стремление сохранить традиционный уклад жизни, переселяясь в места, в которых культурная среда подходящая для их образа жизни; желание жить недалеко от родственников или других групп амишей; иногда это служит разрешению внутрицерковного конфликта или вопроса о власти.[43]

В Ирландии существует небольшая конгрегация «амишей Бичи», связанных с Церковью амишей-меннонитов Вивертауна (англ.)русск. (Вивертаун (англ.)русск. — невключённая территория в городке Амити (англ.)русск., округа Беркс (англ.)русск. штата Пенсильвания)[49].

Родовое происхождение и этнический состав

Такие дорожные знаки ставят в местах проживания амишей старого обряда, меннонитов старого обряда или членов нескольких различных групп «братьев» старого обряда, предпочитающих моторам конную тягу

Большинство амишей произошли от общих швейцарских и немецких предков. Но часто, называя себя «швейцарскими немцами» (англ. Swiss-German), они используют этот термин скорее для обозначения своей религиозной, нежели этнической принадлежности. Те, кто по своему выбору присоединился к Церкви Амишей, или малолетние дети, выросшие в домах амишей, но слишком молодые для того, чтобы быть членами церкви, тоже считаются амишами. В некоторых меннонитских церквях большое количество людей — это бывшие члены амишских конгрегаций. Хотя в XIX в. в Америку иммигрировало больше амишей, чем в XVIII в., большинство сегодняшних амишей произошли от иммигрантов восемнадцатого столетия. Последние склонны придавать особое значение традиции, в большей мере соблюдать её, и, возможно, потому они сохранили отдельную самоидентификацию как амишей.[50].

Бывшая Конференция меннонитов Западного Онтарио (КМЗО) (англ. Western Ontario Mennonite Conference (WOMC)) установила, что почти все бывшие амиши-меннониты в Канаде воссоединились с Меннонитской Церковью[51].

В книге Орланда Гингерича «Амиши в Канаде» (англ. Orland Gingerich. The Amish of Canada) большинство страниц посвящено не амишам Бичи и не амишам старого обряда, но конгрегации бывшей КМЗО.

Здоровье, наследственные особенности и отношение к лечению

В среде амишей отмечается высокий уровень определённых наследственных заболеваний, включая карликовость (синдром Эллиса — Ван-Кревельда[52]), различные метаболические заболевания[53] и нетипичное распространение групп крови[54]. Амишское население представляют собой набор различных генетически закрытых популяций (сообществ) с распространением близкородственных браков (инбридинга)[55].

Поскольку почти все амиши произошли от примерно 200 предков-основателей, живших в XVIII веке, генетические заболевания в результате межродственного скрещивания существуют в наиболее изолированных округах (это один из примеров проявления «эффекта основателя»). Некоторые из этих заболеваний довольно редкие или даже уникальные, при том достаточно серьёзные, чтобы быть причиной увеличения младенческой и детской смертности среди амишей. Большинство амишей принимает это как «Gottes Wille» — волю Божию; они отвергают использование превентивных генетических тестов перед вступлением в брак и генетического обследования нерождённых детей для выявления генетических расстройств. В то же время амиши готовы участвовать в других исследованиях наследственных заболеваний. Их огромные сохранившиеся семейные истории полезны в исследованиях заболеваний вроде болезней Альцгеймера и Паркинсона, макулодистрофии и др.

Хотя амиши и подвергаются повышенному риску большого числа генетических заболеваний, исследователи Центра всестороннего изучения рака Университета штата Огайо — онкологической больницы им. Артура Г. Джеймса (англ. The Ohio State University Comprehensive Cancer Center — Arthur G. James Cancer Hospital) и НИИ Ричарда Дж. Солова (англ. Richard J. Solove Research Institute (OSUCCC-James)) установили, что стремление амишей к жизни без пороков и вредных привычек может привести и к более здоровой жизни. Общая заболеваемость раком среди амишей составляет 60 % от той же заболеваемости (с учётом возраста) для штата Огайо в целом, и 56 % от общей заболеваемости раком в США. Уровень раковых заболеваний, вызванных курением табака, в среде взрослых амишей составляет 37 % от того же показателя для всего взрослого населения штата Огайо; тот же уровень для «нетабачных» раковых заболеваний — 72 % от среднего по Огайо.

Амиши имеют защиту от многих типов рака — как через их образ жизни (с очень низким потреблением табака и алкоголя, ограниченным количеством половых партнёров), так и благодаря наследованию определённых генов, которые могут снизить восприимчивость к раку. Доктор Джудит Вестман (Judith Westman), директор отдела генетики человека НИИ им. Ричарда Дж. Солова, занималась изучением этого. Результаты были представлены в статье вышедшей в журнале «Cancer Causes & Control». Даже заболеваемость раком кожи у амишей оказалась ниже, несмотря даже на то, что многие из них много работают на открытом воздухе, подвергаясь значительному воздействию Солнца и ультрафиолетовых лучей. Они обычно работают в достаточно закрытой одежде с длинными рукавами, в широкополых шляпах, что защищает кожу от избыточного воздействия солнечной радиации[56].

Амиши вполне осознают преимущество экзогамии. Генетических заболеваний можно избежать, выбирая супругов из другой общины амишей, не связанной общей родословной. Так, например, семьи основателей в округе Ланкастер (англ.)русск. штата Пенсильвания не были родственниками амишам — основателям общины в округе Перт (англ.)русск. канадской провинции Онтарио.

Амиши старого порядка обычно не прибегают к услугам частных медицинских страховых компаний. Около двух третей амишей в округе Ланкастер участвуют в «церковной взаимопомощи» (англ. Church Aid) — неформальном само- и взаимостраховании с целью помощи членам общины, которые вынуждены нести большие расходы на лечение[57].

Несколько американских больниц, начиная с середины 1990-х годов, создали специальные социально-ориентированные программы, чтобы помогать амишам. Первая из этих программ была учреждена Джеймсом Хьюбертом (James Huebert) в Системе здравоохранения Саскуэханны (англ. Susquehanna Health System) в центральной части Пенсильвании. Эта программа привлекала внимание центральных СМИ США и была потом распространена на окружающие больницы[58] [59].

Лечение наследственных заболеваний — задача «Клиники для детей с особенностями» (англ.)русск. (англ. Clinic for Special Children) в городке Страсбург (англ.)русск. (округ Ланкастер, штата Пенсильвания), которая разработала эффективные методы лечения таких заболеваний, как лейциноз, который до этого был смертельной болезнью. Услугами этой клиники воспользовались многие амиши. Доходило даже до того, что родители покидали — даже под угрозой отлучения и избегания — амишскую общину ради того, чтобы их дети получали должное лечение и уход.

«Клиника для детей с особыми потребностями» (англ. DDC Clinic for Special Needs Children), расположенная в посёлке Миддэлфильд (англ.)русск. округа Гиауга штата Огайо, с мая 2002 г. занимается лечением метаболических заболеваний у детей. Эта клиника осуществляет лечение, исследования и даже обучение как детей амишей, так и других детей и их семей.

Хотя это не запрещено и не считается аморальным, большинство амишей не используют никакие формы контрацепции; потому у них так часты многодетные семьи. Они категорически против абортов и также считают «искусственное оплодотворение, генетику, евгенику и исследования стволовых клеток» — «несовместимыми с ценностями и верой амишей»[60].

Организация «Народные помощники» (People’s Helpers) — созданная амишами сеть людей, осуществляющих уход за больными с психическими проблемами — имеет дело с членами амишских общин, страдающими психическими расстройствами, и рекомендует профессиональных консультантов[61].

Частота самоубийств среди амишей в округе Ланкастер в 1980 г. была 1 человек на всю общину в год (5,5 случаев в год на 100 тыс. населения). Для сравнения, средний по США уровень самоубийств составил в 1980 году 12,5 случаев на 100 000 населения, а средний по нерелигиозному населению уровень самоубийств был в полтора раза выше, на это различие обратил внимание исследователь Крейбилл[62].

Подобные религиозные группы

Меннониты старого обряда, гуттериты (нем.)русск. и данкеры (англ.)русск. старого обряда чётко отличаются от амишей. Все они эмигрировали из Европы, но они прибыли с разными диалектами, отдельными культурами и различными религиозными традициями[63]. В частности, гуттериты живут общиной[64] и, в основном, принимают современные технологии[65].

Ранние квакеры своим поведением и образом жизни были похожи на амишей, но не были связаны с амишами.[66] Большинство современных квакеров уже не носят такую скромную одежду, как прежде.[67]

Образы амишей в искусстве

Образы амишей запечатлены в произведениях не только амишского, но и внешнего (по отношению к амишам) искусства и культуры. Для большинства людей жизнь амишей, существенно отличающаяся от «американского мейнстрима», остаётся загадочной, и потому вызывает интерес. Как правило, амиши избегают давать интервью журналистам и прячутся от фотографов и видеокамер. Однако амиши стали популярной темой для многих фильмов и телевизионных шоу.[68] Особое внимание СМИ привлекают амишские подростки-окольники.[3]

Фильмы

  • Свидетель — фильм о полицейском, скрывающемся в амишской общине.
  • Заводила — амиш Ишмаэл Бург (Рэнди Куэйд) нечаянно ставит на путь истинный страстного игрока в боулинг Роя Мансона (Вуди Харрельсон).[69]
  • Спасти Сару Кейн (англ.)русск. — фильм о том, как у журналистки умирает сестра, и она вынуждена стать опекуном её пяти детей-амишей.
  • Отлучение, англ. The Shunning — фильм о молодой девушке, которая 19 лет назад была отдана на воспитание в общину амишей, и которую теперь разыскивает родная мать.
  • И в бедности и в богатстве — Фильм о супружеской паре, скрывающейся от налоговой полиции в деревне амишей.
  • Сексдрайв — кинокомедия. Сет Грин в роли амиша.
  • Детектив Раш  — серия Running Around. Девушка-амиш по достижении 16 лет отправилась в Филадельфию, чтобы остаться в городе и жить во «внешнем» мире, так как приняла это решение уже давно, но оказалась жертвой преступления.
  • Кости (телесериал) — серия The Plain in The Prodigy. Судебный антрополог Темперанс Бреннан и федеральный агент Бут расследуют убийство подростка-амиша.
  • Меня зовут Эрл — третья жена главного героя, которую зовут Билли Каннингем (Billie Cunningham), уходит в общину амишей, обретя внутренний мир в их поселении.
  • Игровая площадка дьявола (англ.)русск. — документальный фильм про нескольких амишей-подростков-окольников, перед каждым из которых стоит нелёгкий выбор между общиной амишей и внешним «английским» суетным миром.
  • Прощение амишей / Amish Grace (англ.)русск. — фильм, основанный на реальных событиях (англ.)русск., произошедших в штате Пенсильвания в октябре 2006 года, когда вооруженный человек убил пятерых детей амишей и ранил ещё пятерых, устроив стрельбу в школе в деревне Никел-Майнс (англ.)русск.. Фильм исследует изумительную реакцию амишей на ужасающий расстрел — в виде прощения и сострадания.
  • В серии «Транссексуал» телесериала «Секретные материалы» агенты ФБР Малдер и Скалли расследуют загадочные убийства, след которых в конечном итоге приводит их в деревню в штате Массачусетс, где живут члены секты «Кровная родня», внешне похожие на амишей, но могущие на самом деле оказаться вообще не людьми. Обсуждая происхождение такого сюжета, продюсер Глен Морган сказал, что он «хотел сделать серию с более выраженной сексуальной гранью, но было трудно найти историю, в которой секс показан как нечто ужасное. В результате, отклонившись таким образом от курса, подумал: а что, если есть люди, похожие на амишей, но с другой планеты?»[70].

Литература

  • Беверли Льюис (англ. Beverly Lewis), которую называют «королевой амишской фантастики», написала большую серию книг в жанре романтической фантастики на тему амишей.
  • Подобную же серию историй об амишах из округа Холмс штата Огайо написал и Поль Гаус (Paul Gaus).
  • Дейл В. Крамер (англ. W. Dale Cramer) выиграл премию Кристи (англ.)русск. за новеллу «Воля Леви» (англ. Levi's Will), основанную на событиях из жизни своего отца, покинувшего общину амишей в подростковом возрасте. Он так же написал серию книг «Дочери Калеб Бендер» (англ. The Daughters of Caleb Bender), основанную опять же на истории своей семьи, на этот раз во времена прадеда — члена небольшой группы амишей, бежавших от преследований в Америку и затем поселившихся в Мексике.
  • Лесли Гулд (англ. Leslie Gould) написал серию книг по сюжетам пьес Шекспира, но события в которых происходят среди амишей. Первая книга называется «Судебная деликатность» (англ. Courting Cate); она написана по мотивам «Укрощения строптивой».
  • Кэтрин Кушман (англ. Kathryn Cushman) «Почти амиши» (англ. Almost Amish) — рассказ о двух современных семьях, участвующих в телевизионном реалити-шоу, которые пробуют пожить, как живут амиши.
  • Хелен Мартин (англ.)русск.. «Сабина, история амишки» (Sabina, a Story of the Amish). — 1905. Очень похожа на «Тилли, меннонитская девушка» (Tillie, a Mennonite Maid) того же автора, что часто ведёт к путанице.
  • Анна Балмер Майерс (англ.)русск.. «Лоскутное шитьё: история „скромных людей“». (Patchwork: a Story of «the Plain People») — 1920. Напоминает её же повесть «Аманда: дочь меннонитов» (Amanda: A Daughter of the Mennonites) 1921 г. Признана допустимой переработкой произведений Х. Мартин.
  • Руфь Линиджер Добсон (Ruth Lininger Dobson). «Солома на ветру» (Straw in the Wind). — 1937. Автор написала эту книгу в то время, когда была студенткой Мичиганского Университета и получила учебную «Премию Хопвуда» (англ.)русск., изображала амишей Индианы в основном негативно. Затем Джозеф Йолдер (англ.)русск. убедил её исправить ошибочные стереотипы и написать более точную книгу о жизни амишей.[источник не указан 541 день] В 1940 году она написала «более благородную» новеллу «Розанна из амишей» (Rosanna of the Amish) — историю жизни своей матери (и своей собственной жизни). Позже, в 1948 году, она написала продолжение: «Парни Розанны» (Rosanna’s Boys), показывающую, как и другие её книги, особенности амишской культуры.
  • Пол Левинсон (англ.)русск.. «Код шёлка» (The Silk Code). — 1999. Научно-фантастическая повесть об амишском фермере, который оказался втянут в историю с биотехнологиями и загадочными смертями. Лауреат премии Локус 1999 года.
  • Джоди Пикоулт (англ.)русск. в 2000 году написала повесть «Простая истина» (англ.)русск., по которой в 2004-м был снят одноимённый фильм. Это детективная история о расследовании обстоятельств гибели новорожденного ребёнка на амишской ферме.
  • Лурлен Макданиел (англ.)русск.. «Трилогия ангелов» (The Angels Trilogy). — 2002.
  • А Ричард Монтанари (англ.)русск. написал детективный сериал о Филадельфии, в котором детектив по расследованию убийств по имени Джошуа Бонтражер (Joshua Bontrager) растит ребёнка-амиша.

Детская литература

  • Маргарита де Анджели (Marguerite de Angeli). «Лидия — дочка Хеннера» (англ.)русск.. — 1936. В книге написан образ заботливой амишской семьи. Автор также нарисовала много иллюстраций к своей книге; на многих из них изображена «маленькая красная школа» (англ. Little Red Schoolhouse)[71] — школьное здание из красного кирпича, и доныне стоящее на перекрёстке магистрали «PA route 23» и дороги «Red Schoolhouse Road», немного западнее Моргантауна (Morgantown), Пенсильвания. Сейчас в этом здании расположен Информационный центр амишей-меннонитов. Пейзажи округа Ланкастер, изображённые на последних страницах книги, — вполне узнаваемые места.[источник не указан 541 день] Рисунки Маргариты де Анжели, на которых она изобразила построенный неподалёку сарай на склоне холма, — были сделаны буквально за считанные часы до того, как сарай сгорел в пожаре.[источник не указан 541 день] Это происшествие она включила в сюжет вышедшей в 1944 году и удостоенной медали Калдекотта книги «Йони — любопытный нос» (Yonie Wondernose): история любопытного мальчика-амиша, младшего брата Лидии из предыдущей книги.
  • Вирджиния Соренсон (англ.)русск.. Скромная девочка (Plain Girl). — Эта популярная детская книга впервые опубликована в 1956 году и переиздаётся до сих пор.

Театр

В 1955 году в знаменитом Бродвейском театре был поставлен музыкальный спектакль «Скромные и причудливые» (англ.)русск. — предварительный показ комедии о жизни амишей[72]. Действие происходит в округе Ланкастер штата Пенсильвания, где супружеская пара из Нью-Йорка, приехав туда, чтобы продать кое-какое имущество, случайно встречает амишей с их старомодным образом жизни. В этом спектакле показано «избегание» (англ.)русск. и совместное строительство сарая[73].

Другой спектакль про амишей — «Тишина на земле» (англ.)русск., канадская постановка о борьбе амишей во время Первой мировой войны (1917—1918).[источник не указан 503 дня]

Телевидение

В 1988 году на канале NBC вышла в эфир семейная драма «Путь Арона» (англ.)русск.: фильм о семье амишей, переехавших в Калифорнию, которым приходится приспосабливаться к неамишскому стилю жизни[74]. В многочисленных других телешоу присутствуют эпизоды с амишскими героями или сюжетными линиями. Вот лишь некоторые из них: «Arthur», «Симпсоны», «Лаборатория Декстера», «Picket Fences», «Она написала убийство», «Секретный агент Макгайвер», «Направляющий свет», «Анатомия страсти», «Кости» и «Cold Case»[68].

Летом 2004 года на телеканале UPN вышло в эфир реалити-шоу под названием «Амиши в городе» (англ.)русск.. Амишские подростки (окольники) подвергаются воздействию неамишской культурной среды, проживая совместно с «английскими» ровесниками, и во время шоу принимают решение о том, хотят ли они быть крещёнными в Церкви амишей или нет.

18 февраля 2009 года телеканал «BBC-2» выпустил в эфир «Неприятность в амишском раю» (англ. Trouble in Amish Paradise) — одночасовой документальный фильм про Ефраима и Джесси Столцфус (Ephraim and Jesse Stoltzfus) и их стремление строго придерживаться евангельских норм христианства и в то же время сохранять культуру амишей[75]. В 2011 году, как бы в продолжение, вышел в свет фильм «Покидая амишский рай» (англ. Leaving Amish Paradise). Во втором документальном фильме рассказывается о жизни супружеской пары и двух их друзей, отлучённых от амишской церкви, которым приходится приспосабливаться к неамишскому обществу[76].

В июле 2010 года на «Четвёртом канале» (англ.)русск. в Великобритании вышел в эфир документальный фильм «Амиши: самые честные подростки в мире» (англ. Amish: World’s Squarest Teenagers) о пяти подростках-амишах, приехавших из Америки и только что начавших жить в Соединённом Королевстве[77][78]. Этот фильм также имел продолжение: в 2012 году вышла в эфир программа «Живём вместе с амишами» (англ. Living with the Amish), в которой британские подростки прожили несколько недель в различных общинах амишей[79][80].

В 2012 году на канале «National Geographic» увидел свет документальный сериал «Амиш: нарушив порядок» (англ. Amish: Out of Order) о жизни бывшего амиша, покинувшего общину.

В 19-й серии 6-го сезона мультсериала «Футурама» («Ghost in the Machines»), Фрай, преследуемый призраком робота, ищет спасение на планете Амишей, где нет ни одной машины.

В 7-й серии 10-го сезона мультсериала «Гриффины», семья приезжает в страну амишей. Мег влюбляется в мальчика-амиша, что вызывает недовольство его отца и в итоге приводит к конфликту между семьями.

Музыка

Другое

После длительных и масштабных гонений, которым амиши подвергались на родине за обычай крещения во взрослом возрасте и противостояние союзу церкви и государства, они наконец обрели тихую гавань в Америке благодаря видному квакеру Уильяму Пенну. Амиши, радикальные меннониты из Швейцарии и Пфальца, неоднократно принимали мученическую смерть на родине от рук нетерпимых противников, нередко их сажали в мешки и топили в реках. Поскольку под угрозой оказалась сама жизнь амишей, они в массе переселились в Пенсильванию по приглашению Уильяма Пенна, в рамках его «святого эксперимента» религиозной терпимости. 1727 г.

— Игра Empire: Total War (Sega, 2009 год)

См. также

Примечания переводчика

  1. «Согла́с» на Яндекс. Словарях)
  2. Видимо, имеется ввиду более консервативная часть шварцентруберовских амишей; не путать с амишами старого обряда.

Примечания

  1. ↑ Amish Population Growth: Numbers Increasing, Heading West. The Huffington Post (28 July 2010). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 29 июля 2010.
  2. ↑ Амиши // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 928 с. — ISBN 5-85270-155-6
  3. ↑ Joe Wittmer, Ph.D., Responds to Questions Regarding the Amish (Installment #2). Livonia, MI: Holy Cross Evangelical Lutheran Church. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 4 апреля 2010.
  4. Амиши (Консервативная меннонитская церковь, Эмиши)  (рус.). История религии. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 3 апреля 2011.
  5. Genomics in Amish Country. Genome News Network (July 23, 2004). Архивировано из первоисточника 21 января 2012.
  6. Hostetler, 1993, p. 25
  7. ↑ Амиши  (рус.). Православная энциклопедия. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» (18 августа 2008). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 21 марта 2011.
  8. Hostetler, 1993, p. 27
  9. KraybillRAC, 2001, pp. 7-8
  10. 1 2 Воробьёва, 2004
  11. KraybillRAC, 2001, p. 8
  12. Smith, 1981, pp. 68-69, 84-85
  13. Smith, 1981, pp. 212—214
  14. Kraybill, 2000, pp. 63–64
  15. Berne, Indiana, Old Order Amish Settlement (1998). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 3 апреля 2009.
  16. Hostetler, 1993, p. 50
  17. Hostetler, 1993, p. 62
  18. Nolt, 1992
  19. Kraybill, 2000, p. 67
  20. Kraybill, 1994
  21. KraybillRAC, 2001, pp. 131-141
  22. ↑ Anderson, Cory Charitable Organizations  (англ.). The Beachy Amish Mennonite Churches. — Церкви и миссии амишей-меннонитов Бичи в разных странах. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 23 апреля 2011.
  23. Yoder, 1987
  24. Beachy A. J., 1952
  25. 2008 Yearbook of American & Canadian Churches. The National Council of Churches. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 24 января 2011.
  26. 2000 2000 Religious Congregations and Membership Study. Glenmary Research Center. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 24 января 2011.
  27. Mackall, 2007
  28. ↑ 9 Amish men ordered to jail after refusing to put reflective orange signs on buggies. USA Today. Архивировано из первоисточника 3 июня 2012. Проверено 13 сентября 2011.
  29. Amish men ordered to jail after refusing to pay fines  (англ.), The Courier-Jornal, Louisville, KY, USA: A Gannett Company (12 September 2011). Проверено 6 октября 2011.
  30. Swartzendruber (Swartzentruber, Swartzendrover Swartzendruver, Schwartzentruber, Schwartzendruber, Schwarzentruber, Schwarzentruver, Schwarztrauber, Schwarzentraub) family  (англ.). Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online (1959). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 23 апреля 2011.
  31. Amish Schools in the United States and Canada — Abstract. Education Resources Information Center (April 10, 2001). Архивировано из первоисточника 21 января 2012.
  32. Reading in Old Order Amish Schools — Abstract. Education Resources Information Center (1992). Архивировано из первоисточника 21 января 2012.
  33. Amisch Teenagers Experience the World. National Geographic. Архивировано из первоисточника 21 января 2012.
  34. Frequently Asked Questions  (англ.). Amish Studies. Young Center for Anabaptist and Pietist Studies at Elizabethtown College (Pa.) (2011). — Молодёжный центр изучения анабаптизма и пиетизма при колледже гор. Элизабеттауна (штат Пенсильвания) занимается религиоведческими и социологическими исследованиями движения амишей. — «The US Congress exempted the Amish from participating in Social Security in 1965 because the Amish viewed it as a form of commercial insurance, which they opposed»  Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012. Проверено 11 августа 2011.
  35. USA Internal Revenue Code. § 1402. Definitions.  (англ.). U.S. Code collection. Cornell University Law Scholl (23 March 2010). — Параграф Налогового кодекса США, устанавливающий освобождение от уплаты налогов по социальному страхованию для автономных религиозных общин, подобных амишским. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 3 апреля 2011.
  36. Trumbull probes attack on woman, Amish buggy (18 May 1988). Проверено 12 июля 2011.
  37. Stone Amish (12 September 1949). Проверено 12 июля 2011.
  38. State Police Arrest 25 Boys in Rural Areas (25 October 1958). Проверено 12 июля 2011.
  39. Американские сектанты сядут в тюрьму за покушение на чужую бороду
  40. ↑ Amish population nearly doubles in 16 years. Fox News (20 августа 2008). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 9 апреля 2011.
  41. Amish Population by State (2011)
  42. Amish Population Change 1992–2008. Young Center for Anabaptist and Pietist Studies, Elizabethtown College. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 8 июля 2009.
  43. KraybillAWU, 2001
  44. 00324728.
  45. Amish Population by State (2008). Young Center for Anabaptist and Pietist Studies, Elizabethtown College. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 8 июля 2009.
  46. The Twelve Largest Amish Settlements (2008). Young Center for Anabaptist and Pietist Studies, Elizabethtown College. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 8 июля 2009.
  47. Amish Population by State (2009). Архивировано из первоисточника 21 января 2012.
  48. At ease with the alternative Amish way. Sunday Tribune (August 6, 2000).
  49. Nolt, 1992, p. 104
  50. Western Ontario Mennonite Conference. Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online (1990). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 5 июля 2008.
  51. Ellis-van Creveld syndrome and the Amish» (Nature Genetics). Проверено 2008-07-02.
  52. Pediatric medicine and the genetic disorders of the Amish and Mennonite people of Pennsylvania». American Journal of Medical Genetics (10.1002/ajmg.c.20002. PMID 12888982. Проверено 2008-07-02. “Regional hospitals and midwives routinely send whole-blood filter paper neonatal screens for tandem mass spectrometry and other modern analytical methods to detect 14 of the metabolic disorders found in these populations…”
  53. Hostetler, 1993, p. 330
  54. Hostetler, 1993, p. 328
  55. Amish Have Lower Rates Of Cancer, Ohio State Study Shows. Columbus, OH: Ohio State University Medical Center (1 January 2010). Проверено 6 января 2010.
  56. Amish Reluctantly Accept Donations. The Washington Post (October 5, 2006). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 25 марта 2008.
  57. Doctors make house calls in barn  (англ.). The Daily Item, Sunbury, PA (18 June 2004). Архивировано из первоисточника 19 июня 2004.(недоступная ссылка) Проверено 3 апреля 2011.
  58. A culture vastly different from the rest of America  (англ.). The Irish Medical Times (3 August 2007). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 3 апреля 2011.
  59. Transcultural concepts in nursing care. — Lippincott, 2002. — ISBN 9780781736800
  60. KraybillRAC, 2001, p. 105
  61. Kraybill, Donald B. Suicide Patterns in a Religious Subculture: The Old Order Amish (англ.) // International Journal of Moral and Social Studies. — 1986. — № 1.
  62. About Anabaptists and Pietists  (англ.). The Young center for Anabaptists and Pietists Studies at Elizabethtown College, PA. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 3 апреля 2011.
  63. Hutterites. Britannica Online. Encyclopaedia Britannica. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 9 ноября 2008.
  64. Hutterites. Encyclopedia of Saskatchewan. Canadian Plains Research Center (2006). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 9 ноября 2008.
  65. Hamm, 2003, p. 101
  66. Hamm, 2003, pp. 103-105
  67. ↑ The Amish in the Media  (англ.). Amish County News. Roncki, Inc (2001, 2005). — Исследование образов амишей в культуре, искусстве и СМИ.. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 3 апреля 2011.
  68. Заводила (англ. Kingpin), 1996. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 22 мая 2009.
  69. Edwards, 1997, p. 61
  70. Little Red Schoolhouse
  71. Plain and Fancy  (англ.). IBDB: The official source for Broadway Information. The Broadway League. — The official source for Broadway information, statistics, dates, cast, crew and creative staff credits, roles and related facts. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 11 мая 2011.
  72. Plain and Fancy York Theatre Company  (англ.). The Cyber Encyclopedia of Musical Theatre, TV and Film. Kenrick, John (October 2006). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 11 мая 2011.
  73. Football Hall of Famer and Actor Merlin Olsen Dies at 69. TV Guide (Mar 11, 2010). Проверено 11 сентября 2012.
  74. Trouble in Amish Paradise. BBC TV (February 2009). Проверено 4 февраля 2012.
  75. Leaving Amish Paradise, The Telegraph, Telegraph Media Group Limited (Mar 16, 2011). Проверено 4 августа 2012.
  76. Amish: World's Squarest Teenagers. Channel 4 TV listings. Channel 4 (2010). Проверено 3 августа 2012.
  77. Charlie Brooker's Screen burn: Amish: The World's Squarest Teenagers, The Guardian, Guardian News and Media Limited (July 24, 2010). Проверено 3 августа 2012.
  78. Living with the Amish. Channel 4 TV listings. Channel 4. Проверено 3 августа 2012.
  79. Rewind TV: Living With the Amish; When Bankers Were Good; The Cafe; The Young Apprentice – review, Observer TV reviews, Guardian News and Media Limited (November 27, 2011). Проверено 3 августа 2012.

Список использованных источников

Англоязычные

  • Anderson, Cory Charitable Organizations  (англ.). The Beachy Amish Mennonite Churches. — Церкви и миссии амишей-меннонитов Бичи в разных странах. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 23 апреля 2011.
  • Beachy, Alvin J. A Thesis Submitted to The Hartford Seminary Foundation. — Hillsboro, Kansas: Tabor College Library, 1952. — 196 p.
  • Edwards, Ted X-Files Confidential. — Little, Brown and Company, 1997. — 320 p. — ISBN 0316218081
  • Hamm Thomas D. The Quakers in America. — Columbia University Press, 2003. — 293 p. — ISBN 0-231-12362-0
  • Hostetler John Andrew. Amish Society. — Johns Hopkins University Press, 1993. — ISBN 978-0-8018-4442-3
  • Kraybill Donald B. The Anabaptist Escalator. — 2000.
  • Kraybill Donald B., Hostetter Nelson C. Anabaptist World USA. — Herald Press, 2001. — ISBN 0-8361-9163-3
  • Kraybill, Donald B.; Olshan, Marc A. The Amish Struggle with Modernity. — UPNE, 1994.
  • Kraybill Donald B. The Riddle of Amish Culture. — 2001. — ISBN 0-8018-6772-X
  • Mackall, Joe Plain Secrets: An outsider among the Amish. — Beacon Press, 2007. — 208 p. — (Religion Series). — ISBN 978-0807010648
  • Mast, John B. The Letters of the Ammish Division of 1693-1711. — Oregon City: Christian J. Schlabach, 1950. — 120 p.
  • Meyers, Thomas J. Amish  (англ.). Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online (GAMEO) (January 2009). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 24 марта 2011.
  • Nolt, S. M. A History of the Amish. — Intercourse: Good Books, 1992.
  • Smith Henry C. Smith's Story of the Mennonites. — Newton, Kansas: Faith and Life Press, 1981. — P. 249–356. — ISBN 0-87303-069-9
  • Who are the Swiss Amish?  (англ.). Amish America. — The Swiss Amish are an ethnic sub-group within Amish society. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 21 марта 2011.
  • Yoder, Elmer S. The Beachy Amish Mennonite Fellowship Churches. — Hartville, OH: Diakonia Ministries, 1987.

Русскоязычные

  • Амиши  (рус.). Религии мира. Портал о мировых религиях «Relig.Info». Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 12 августа 2011.
  • Воробьёва М. В. Амиши (рус.) // Христианское разномыслие: Словарь. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
  • Амиши // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский.. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 928 с. — ISBN 5-85270-155-6
  • Сперанская Е. С. Амиши  (рус.). Православная энциклопедия. Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия» (18 августа 2008). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 21 марта 2011.
  • Амиши (Консервативная меннонитская церковь, Эмиши)  (рус.). История религии. Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 3 апреля 2011.

Ссылки

  • Jordi Busqué Меннониты в джунглях Боливии (фотографии)  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 января 2012. Проверено 24 марта 2011.
  • Amish Online Encyclopedia-«Differences Between New Order and Old Order Amish» (англ.)
  • religioustolerance.org (англ.)
  • Amish Studies в Молодёжном центре по изучению анабаптизма и пиетизма в Колледже Элизабеттауна (англ.)
  • Амиши на Миссури (англ.)
  • Большая галерея высококачественных профессиональных фотографий амишей, сделанных Биллом Колеманом (Bill Coleman) (англ.)
  • Фотографии босоногих амишей
  • Амиши ищут свободную землю // Радио «Голос Америки», 29 июля 2010 г.
  • Информационный сайт амишей-меннонитов Бичи (англ.)
  • Движение амишей-меннонитов Бичи in Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia (англ.)
  • Profile of the Beachy Amish Mennonite Churches on the Association of Religion Data Archives website (англ.)
  • The Geography of Difference — Статья о различиях между амишами старого обряда и шварцентруберовскими амишами, написанная амишем-меннонитом — историком Дарреном Байлером (Darren Byler). (англ.)
  • Who are the Swartzentruber Amish? — Статья в «Amish Online Encyclopedia» об обычаях, традициях, истории и технологиях амишей Шварецентрубера. (англ.)

Литература

  • Die Botschaft (Lancaster, PA 17608-0807; 717-392-1321). Magazine for Old Order Amish published by non-Amish; only Amish may place advertisements.
  • The Budget (P.O. Box 249, Sugarcreek, OH 44681; 330-852-4634). Weekly newspaper by and for Amish. Online information: http://www.thebudgetnewspaper.com/
  • The Diary (P.O. Box 98, Gordonville, PA 17529). Monthly newsmagazine by and for Old Order Amish.
  • Beachy, Alvin J. 1955. The Rise and Development of the Beachy Amish Mennonite Churches. Mennonite Quarterly Review, Vol. 29, No. 2, 118—140.
  • DeWalt, Mark W. Amish Education in the United States and Canada. Rowman and Littlefield Education, 2006. 224 pp.
  • Garret, Ottie A and Ruth Irene Garret. True Stories of the X-Amish: Banned, Excommunicated and Shunned, Horse Cave, KY: Neu Leben, 1998.
  • Garret, Ruth Irene. Crossing Over: One Woman’s Escape from Amish Life, Thomas More, 1998.
  • Good, Merle and Phyllis. 20 Most Asked Questions about the Amish and Mennonites. Intercourse, PA: Good Books, 1979.
  • Hostetler, John A. ed. Amish Roots: A Treasury of History, Wisdom, and Lore. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1989. 319 pp.
  • Igou, Brad. The Amish in Their Own Words: Amish Writings from 25 Years of Family Life, Scottdale, PA: Herald Press, 1999. 400 pp.
  • Johnson-Weiner, Karen M. Train Up a Child: Old Order Amish and Mennonite Schools. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2006. 304 pp.
  • Keim, Albert. Compulsory Education and the Amish: The Right Not to be Modern. Beacon Press, 1976. 211 pp.
  • Kraybill, Donald B. The Amish of Lancaster County. Mechanicsburg, PA: Stackpole Books, 2008.
  • Kraybill, Donald B. ed. The Amish and the State. Foreword by Martin E. Marty. 2nd ed.: Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2003. 351 pp.
  • Kraybill, Donald B. and Marc A. Olshan, ed. The Amish Struggle with Modernity. Hanover, NH: University Press of New England, 1994. 304 pp.
  • Kraybill, Donald B. and Carl D. Bowman. On the Backroad to Heaven: Old Order Hutterites, Mennonites, Amish, and Brethren. Baltimore, Johns Hopkins University Press, 2002. 330pp.
  • Kraybill, Donald B. and Steven M. Nolt. Amish Enterprise: From Plows to Profits. 2nd ed. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2004. 286 pp.
  • Kraybill, Donald B., Steven M. Nolt and David L. Weaver-Zercher. Amish Grace: How Forgiveness Transcended Tragedy. New York: Jossey-Bass, 2006. 256 pp.
  • Luthy, David. Amish Settlements That Failed, 1840—1960. LaGrange, IN: Pathway Publishers, 1991. 555pp.
  • Lapp, Aaron. 2003. Weavertown Church History. Sugarcreek: Carlisle Printing.
  • Mast, J. B. 1950. Facts Concerning the Beachy A. M. Division of 1927. Meyersdale, PA: Menno J. Yoder.
  • Mennonite Church Information 2007. Harrisonburg: Christian Light Publications.
  • Miller, Devon. 2008. Amish Mennonite Directory. Millersburg, OH: Abana Books. A directory of all US and Canadian Amish Mennonites, including the Beachys.
  • Nolt, Steven M. A history of the Amish. Rev. and updated ed.: Intercourse, Pa.: Good Books, 2003. 379 pp.
  • Nolt, Steven M. and Thomas J. Myers. Plain Diversity: Amish Cultures and Identities. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2007. 256 pp.
  • Schachtman, Tom. Rumspringa: To be or not to be Amish. New York: North Point Press, 2006. 286 pp.
  • Schlabach, Theron F. Peace, Faith, Nation: Mennonites and Amish in Nineteenth-Century America. Scottdale, PA: Herald Press, 1988. 415 pp.
  • Schmidt, Kimberly D., Diane Zimmerman Umble, and Steven D. Reschly, eds. Strangers at Home: Amish and Mennonite Women in History. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2002. 416 pp.
  • Scott, Stephen. The Amish Wedding and Other Special Occasions of the Old Order Communities. Intercourse, PA: Good Books, 1988. 128pp.
  • Schwieder, Dorthy and Schwieder, Elmer. 1977. The Beachy Amish in Iowa: A Case Study. Mennonite Quarterly Review, Vol. 51, No. 1, p. 41-51.
  • Stevick, Richard A. Growing Up Amish: the Teenage Years. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2007. 320 pp.
  • The Letters of the Ammish Division of 1693—1711 / Ed. J. D. Mast. Oregon City, 1950.
  • Umble, Diane Zimmerman. Holding the Line: the Telephone in Old Order Mennonite and Amish Life. Johns Hopkins University Press, 2000. 192 pp.
  • Umble, Diane Zimmerman and David L. Weaver-Zercher, eds. The Amish and the Media. Johns Hopkins University Press, 2008. 288 pp.
  • Weaver-Zercher, David L. The Amish in the American Imagination. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2001. 280 pp.
  • Yoder, Elmer S. 1987. The Beachy Amish Mennonite Fellowship Churches. Hartville, OH: Diakonia Ministries. Comprehensive account of the Beachys by Beachy minister Simon L. Yoder’s son.
  • Yoder, Harvey. The Happening: Nickel Mines School Tragedy. Berlin, OH: TGS International, 2007. 173 pp.

Tags: Амиши прощение, амиши 2 сезон смотреть онлайн, амиши 3 сезон 3 выпуск, амиши амиши-меннониты бичи.