Vostochnieleta.ru

Косоватый ресурс

Метки: Зомби гта, зомби игры с читами.

Участница зомби-моба, загримированная под зомби

Зо́мби (англ. zombie, гаит. креольск. zonbi, северный мбунду nzumbe) — мифический архетипический персонаж современной массовой культуры. Под зомби понимается, как правило, либо оживлённый фантастическим образом труп, либо живой человек, полностью потерявший контроль над собой и своим телом или подчиняющийся чьим-то приказам. В переносном смысле слово может означать человека, находящегося под сильным влиянием чего-то — как правило, каких-либо убеждений или увлечений.

Концепция зомби восходит к западноафриканским религиозным культам вуду, культивирующим представления о могущественных колдунах, способных воскрешать умерших людей и обращать их в рабство. Современный архетип зомби — неразумного, но целеустремлённого воскресшего мертвеца-людоеда, действующего, как правило, большими группами — в массовой культуре был во многом определён фильмом Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов». В последующие годы фильмы и книги о зомби выделились в самостоятельные поджанры фильмов ужасов и литературы ужасов, как правило, повествуя о крушении человеческой цивилизации и попытках небольшой группы людей выжить в окружении множества агрессивных зомби.

Содержание

Происхождение термина

Происхождение самого понятия «зомби» остаётся до конца неясным. Оно попало на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVIII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Нигерия). Точное происхождение слова неизвестно до сих пор. По одной версии — это искаженное «нзамби», что на африканском языке банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизменённое западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного чёрного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости.

Зомби в вуду

Гаитянский зомби

Термин «Зомби» прочно связан с вуду — магической практикой жителей островов Карибского бассейна (Гаити, Ямайка, Тринидад, Куба). Корни Вуду уходят в Западную Африку (Бенин), откуда привозились на Гаити рабы.

Первое упоминание о зомби относится к 1929 году. Именно тогда известный репортёр «Нью-Йорк Таймс» Вильям Сибрук издал книгу «Остров магии», вышедшей в серии «Путешествие не вставая с кресла». В «Острове магии» Сибрук описал свою жизнь на Гаити вообще и отдельно — в гаитянских джунглях в доме Маман Сели, знаменитой колдуньи. Благодаря её доверию Сибрук смог лично присутствовать на многих вудуистских обрядах. В книге Сибрук охарактеризовал вуду как сложную смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающую в себя магию и колдовство. Однако в книге, состоящей из четырёх частей, магии посвящена лишь одна. Она называется «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника» и посвящена преимущественно зомбированию.

В течение года книга породила в Америке всплеск интереса к зомби. Уже в 1932-м продюсерская компания Виктора Гальперина выпускает полнометражный фильм «Белый зомби» с Белой Лугоши в главной роли, действие которого происходит на Гаити и где повелителем страшных, потерявших волю и разум существ, работающих на плантациях тростника, является белый господин со светскими манерами.

Переосмысление идеи зомби в современной культуре

В настоящее время слово «зомби» нередко употребляются в значении человека, который под внешним воздействием теряет способность самостоятельно мыслить и действовать (т. н. «социальные зомби»). Все чаще говорят о зомбировании с использованием современных методов: социального программирования, рекламы, формирования общественного мнения, различных психотехник (например, нейролингвистическое программирование, гипноза).

В фантастических произведениях современного искусства слово «зомби» обычно используется как синоним «ожившего трупа». Причину подобного переосмысления можно возвести к фильмам «Ночь живых мертвецов» и «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро, которые положили основу популяризации и активного использования живых мертвецов в искусстве. В «Рассвете мертвецов» (также выходившем под названием «Зомби: Рассвет мертвецов») мертвецы редко называются «зомби», и смысл такого названия заключается в том, что у мертвецов нет разума (в фильме есть конкретное упоминание, что у мертвецов мозг мёртв). Таким образом, со временем под «зомби» обычно стали понимать оживших мертвецов, а не зомбированных людей.

Сам Ромеро говорил, что вдохновение для создания «Ночи живых мертвецов» черпал из романа Ричарда Мэтсона «Я — легенда», где главный герой был одним из последних выживших людей на Земле, захваченной вампирами — в отличие от мертвецов, они питались кровью, а не плотью, были организованны, мыслили, разговаривали и были живыми, то есть никак не соответствовали современному определению «зомби». При этом в недавнем фильме «Я — легенда» по мотивам того же романа противниками главного героя были сделаны безмозглые мутанты, больше похожие на зомби Ромеро.

В игровой серии «Resident Evil», равно как и в фильмах по её мотивам, слово «зомби» используется именно для обозначения мертвецов, оживших под воздействием фантастического Т-вируса, то есть буквально в значении «живой труп». При этом в четвёртой части «Resident Evil» главный герой, обнаружив, что его противниками являются управляемые кем-то живые люди , утверждает, что «это не зомби» (то есть не живые мертвецы, как в других частях игровой серии — они умнее, активнее, умеют разговаривать, но находятся под чьим-то контролем), хотя к классическому определению зомби противники в «Resident Evil 4» даже ближе, чем в ранних частях игровой серии.

В некоторых фильмах («Операция «Мёртвый снег»», «Я — легенда», «Вымирание: Хроники генной модификации») группой «живых мертвецов» может управлять один из них. Но чаще зомби действуют большой неорганизованной толпой, стремящейся только пожирать живую плоть (иногда отдают предпочтение мозгам). В большинстве художественных произведений для того, чтобы человек превратился в зомби, достаточно одного укуса зомби.

В фантастических произведениях превращение в зомби чаще всего объясняется заражением вирусом, хотя реальные вирусы мёртвые клетки не инфицируют и не размножаются в них. В фильме «Блэйд» в зомби иногда превращаются от того же вируса, который превращает в вампира. В фильме «28 дней спустя» вирус не убивает носителей, которые погибают от истощения в течение месяца, казалось бы, вместе с вирусом, но в фильме «28 недель спустя» вирус вернулся благодаря бессимптомным носителям (благодаря одному из них вирус вызвал новую эпидемию, а благодаря другому переместился из Англии во Францию). В фильме «Обитель зла 2: Апокалипсис» вирус мог не превращать в зомби, а придавать сверхспособности. В играх «Left 4 Dead» и «Left 4 Dead 2» игровые персонажи (кроме собственно зомби) невосприимчивы к вирусу.

В серии игр S.T.A.L.K.E.R. в зомби превращаются люди, находившиеся под длительным излучением пси-волн на территории: Выжигателя мозгов, Установки на Озере Янтарь, а также под влиянием мутанта под названием контролёр. В серии игр Half-Life люди превращаются в зомби захватыванием их нервной системы Хедкрабами.

См. также

Зомби в художественном кино

В некоторых фильмах появляются только единичные зомби, являющиеся второстепенными персонажами и не сильно влияющие на сюжет.

Зомби в компьютерных играх

Зомби в анимационных фильмах

Зомби в литературе

Зомби в комиксах

  • Ashes 2 Ashes
  • Темнейшая ночь — событие вселенной DC Universe, в ходе которого уже мёртвые злодеи и некоторые герои контролируются Корпусом Чёрных Фонарей с помощью их колец.
  • Marvel Zombies — ограниченная серия комиксов, в которой супергерои и суперзлодеи превращаются в зомби, будучи под воздействием вируса, который должен был их уничтожить, одержимые поедать плоть живых людей и с трудом контролирующие свой разум (хотя когда зомби «сытые», они могут здраво мыслить).
  • Ходячие мертвецы — серия комиксов, выпускающихся в США с 2003 года издательством Image Comics.

Зомби в музыке

  • Thriller — Michael Jackson
  • I Walked With A Zombie — Wednesday 13
  • Scream — The Misfits
  • «Zombie» — The Cranberries
  • Одноимённая песня группы Ария с альбома «Кровь за кровь».
  • Многие песни группы Король и Шут — «Внезапная голова», «Ходит зомби», «Город мертвецов», «Верная жена», «Два вора и монета», «Дед на свадьбе», «Сапоги мертвеца», «История о мёртвой женщине», «Мёртвый анархист», «Утопленник», «Хороший пират — мёртвый пират», «Гробовщик».
  • «Zombie» — The Pretty Reckless
  • Одноимённый альбом и песня группы Крематорий
  • Fela Anikulapo Kuti — «Zombie»
  • en:Zombie Nation — немецкий музыкальный продюсер работающий в жанре техно и электро.
  • en:Zomby — британский музыкант работающий в жанре грайм и гэридж
  • Six Feet Under — Zombie Executioner
  • Z. Dance — Max Barskih

Зомби-мобы

Зомби-моб (англ. Zombie walk) представляет собой массовое шествие, как правило, развлекательного характера, участники которого загримированы под зомби. Самым ранним подобным мероприятием считается рекламный «парад зомби», который состоялся в Сакраменто (Калифорния) 19 августа 2001 года[1][2].

В России самым известным зомби-мобом стало скандальное шествие в 2011 году тюменских школьников, оказавшееся полной неожиданностью для родителей и педагогов[3]. В 2011 году зомби-моб в Москве был разогнан милицией как несанкционированное шествие.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «зомби»


Источники

  1. Sacramento News & Review — Best of Sacramento. Newsreview.com. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  2. 2001. Trashfilmorgy-gallery.com. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  3. Молодёжь Тюмени отметила начало учебного года зомби-мобом. Контрабанда (10 сентября 2011). Проверено 8 марта 2012.

Tags: Зомби гта, зомби игры с читами.