Vostochnieleta.ru

Косоватый ресурс

Метки: Крылатая ракета фото большое, крылатые ракеты швеции.

Перейти к: навигация, поиск
Крылатая ракета «Томагавк» в полёте
Пилотируемый японский самолёт-снаряд «Yokosuka MXY7 Oka» в американском пособии.

Крыла́тая раке́та — беспилотный летательный аппарат однократного запуска, траектория полёта которого определяется аэродинамической подъёмной силой крыла, тягой двигателя и силой тяжести[1].

Также существовали конструкции, управляемые пилотами-смертниками[2].

Устаревшее название сконструированной по самолётной (классической) схеме крылатой ракеты — самолёт-снаряд (термин вышел из употребления, поскольку им же называли планирующие авиабомбы enru, что приводило к путанице). Нередко термин путают с англоязычным термином cruise missile, однако последняя является управляемой ракетой, у которой большая часть полёта к цели проходит с постоянной скоростью под воздействием подъёмной силы крыла и силы тяги для компенсации сопротивления воздуха[3].

Сравнение с другими видами ракет

Достоинства

  • Возможность задавать произвольный курс ракеты, в том числе, извилистую траекторию, что создаёт трудности для ПВО противника.
  • Возможность движения на малой высоте с огибанием рельефа.
  • Современные крылатые ракеты предназначены для поражения цели с высокой точностью.

Недостатки

  • Иногда относительно небольшие скорости (порядка скорости звука).
  • Высокая стоимость.

Сравнение с самолётами

По сравнению с самолётами, основным достоинством крылатой ракеты является беспилотность, позволяющая как сохранить людей, так и уменьшить габариты и тем самым затруднить обнаружение. Поскольку крылатые ракеты рассчитаны на одноразовое применение, к ним предъявляются гораздо менее жёсткие требования по ресурсу двигателя и других агрегатов.

История

Беспилотный самолёт-снаряд Фау-1 можно считать прототипом современных крылатых ракет

Идея создания беспилотной, автоматически управляемой «летающей бомбы» появилась в первое же десятилетие существования авиации, ещё до Первой мировой войны, её в 1910 году предложил французский инженер Рене Лоран[fr], более известный, как обладатель патента 1913 года на прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Необходимые для реализации этой идеи технологии были вскоре созданы:

  • В 1913 году школьный учитель физики, немец Вирт (Wirth) разработал комплекс радиоуправления беспилотным летательным аппаратом и продемонстрировал его на арене цирка, управляя небольшой моделью аэроплана.
  • Во Франции летом 1914 года, на самолёте американской компании Curtiss, был впервые опробован гироскопический автопилот американца Элмера Сперри, позволявший удерживать самолёт на заданном курсе, без вмешательства пилота.

Практические разработки велись сразу в нескольких странах. Первые практические шаги были сделаны американским изобретателем Питером Хьюиттом[en], привлёкшим в апреле 1915 года к проекту создания «летающей бомбы» Элмера Сперри и его компанию «Sperry Gyroscope Company». Первые успешные лётные испытания автоматической системы управления на специально оборудованном самолёте были проведены 12 сентября 1916 года. В автоматическом режиме самолёт набрал заданную высоту и пролетел некоторое расстояние, удовлетворительно выдержав курс по компасу, начал снижение к цели, после чего находившийся на борту сын Сперри — Лоуренс взял управление на себя[4].

Параллельно, в Британии, по заказу военных Арчибальд Лоу[en] вёл работы над радиоуправляемой «летающей бомбой» для поражения дирижаблей и наземных целей. Первая попытка полёта была осуществлёна 21 марта 1917 года и закончилась аварией. Подобный же проект разрабатывался Генри Фолландом[en]. Летательный аппарат длиной около 6-7 метров, массой около 230 кг и двигателем мощностью 35 л. с. изготавливался «Royal Aircraft Factory». В результате трёх неудачных попыток полёта в июле 1917 года проект был закрыт[5].

В 1924 году в журнале «Техника и жизнь» была опубликована работа Ф. А. Цандера «Перелеты на другие планеты», в которой было предложено применять крылья на ракетных летательных аппаратах[6].

Первой в мире крылатой ракетой, производившейся серийно и применявшейся в реальных боевых действиях, стала «Фау-1», разработанная Германией. Она впервые была испытана 21 декабря 1942 года. Впервые она была применена в конце Второй мировой войны против Великобритании[1].

В СССР в 1932 году в Группе изучения реактивного движения была организована бригада крылатых ракет с жидкостным ракетным двигателем. 29 января 1939 года состоялся первый испытательный полет советской крылатой ракеты «212», разработанной под руководством Сергея Павловича Королёва.

В сентябре 1944 года в московское КБ были доставлены обломки V-1, а позже образцы ракет и чертежи, захваченные в Пенемюнде. Советскими властями было принято решение создать свои «самолёты-снаряды». Разработка проекта была доверена Владимиру Челомею. Через 9 лет параллельно с Челомеем разработку начал А. И. Микоян.

В 1950-х годах предполагалось развитие крылатых ракет в качестве стратегических межконтинентальных средств доставки ядерных зарядов. В КБ Лавочкина шла разработка двухступенчатой крылатой ракеты «Буря», работы были остановлены по экономическим соображениям и в связи с успехами в разработке баллистических ракет. Единственным состоявшим на вооружении комплексом крылатых ракет межконтинентального класса был разработанный в США SM-62 Snark, очень недолгое время (в 1961) находившийся на боевом дежурстве.

Классификация

Крылатые ракеты делятся

  • по типу заряда:
    • с ядерным снаряжением
    • с обычным снаряжением
  • по решаемым задачам (назначению):
    • стратегические
    • тактические
    • оперативно-тактические
  • по типу базирования:

В настоящее время крылатыми ракетами морского базирования оснащаются корабли, ракетные катера и подводные лодки (см. противокорабельная ракета).

Существующие системы

Советские / российские крылатые ракеты

  • 10XН — опытная крылатая ракета воздушного старта с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
  • 16Х — опытная крылатая ракета воздушного старта с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
  • КС-1 — первая серийная дозвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, средней дальности.
  • КСР-2 — сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно проникающей или ядерной БЧ
  • КСР-5 — сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-кумулятивной или ядерной БЧ
  • КСР-11 — сверхзвуковая противорадиолокационная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасной или фугасно-осколочной БЧ
  • К-10С — сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно-проникающей или ядерной БЧ
  • Х-20 — сверхзвуковая крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с термоядерной БЧ
  • Х-22 — сверхзвуковая противокорабельная крылатая ракета воздушного старта, большой дальности, с фугасно проникающей или ядерной БЧ
  • X-55 — стратегическая дозвуковая крылатая ракета воздушного, морского и наземного базирования
  • Х-101
  • П-5
  • П-6
  • П-15 «Термит»
  • П-270 «Москит»
  • П-70 «Аметист»
  • П-120 «Малахит»
  • П-500 «Базальт»
  • П-700 Гранит — крылатая противокорабельная ракета дальнего действия.
  • П-800 Оникс (Яхонт) — советская/российская универсальная сверхзвуковая противокорабельная ракета среднего радиуса действия.
  • П-1000 «Вулкан»
  • Х-35 Уран

Крылатые ракеты производства США

  • MGM-1 Matador — тактическая крылатая ракета
  • SM-62 Snark — межконтинентальная крылатая ракета (альтернативные обозначения: MX775A, SSM-A-3
  • AGM-28 Hound Dog — стратегическая крылатая ракета воздушного базирования
  • AGM-86B — крылатая ракета воздушного базирования
  • BGM-109 Томагавк — стратегическая/тактическая крылатая ракета морского и наземного базирования
  • Гарпун (ПКР) — противокорабельная ракета морского и воздушного базирования
  • AGM-129 ACM — стратегическая крылатая ракета воздушного базирования
  • AGM-158 JASSM — тактическая крылатая ракета воздушного базирования
  • Fasthawk — сверхзвуковая крылатая ракета универсального базирования
  • X-51 — перспективная гиперзвуковая крылатая ракета

Другие страны

  • Exocet (Франция)
  • Storm Shadow (Великобритания/Франция)
  • KEPD-150/350 TAURUS (Германия/Швеция)
  • HOPE/HOSBO (Германия, перспективная)
  • YJ-62 (Китай)
  • YJ-82 (Китай)
  • YJ-83 (Китай)
  • Хатф-VII Бабур (Пакистан) — предназначен для использования с подводных лодок, надводных кораблей и мобильных наземных установок. Скорость — 880км/ч, дальность — 700 км, БЧ — ядерная/обычная[7].
  • Gabriel Mk1 (Израиль)
  • Сюнфэн 2Е (Тайвань)
  • AM-1 Tábano (Аргентина)

См. также

Примечания

  1. 1 2 «К-22» — Линейный крейсер / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное издательство Министерства обороны СССР, 1979. — С. 483—484. — (Советская военная энциклопедия : в 8 т. ; 1976—1980, т. 4).
  2. "Цветок вишни" или "Придурок" (рус.) // Авиация и Космонавтика. — 1999. — № 02.
  3. Guided missile, the major portion of whose flight path to its target is conducted at approximately constant velocity; depends on the dynamic reaction of air for lift and upon propulsion forces to balance drag. Dictionary of Military and Associated Terms. US Department of Defense 2005.
  4. Werrell, 1985, с. 7
  5. Werrell, 1985, с. 8
  6. РАЗВИТИЕ КРЫЛАТЫХ РАКЕТНЫХ АППАРАТОВ В СССР в 1930—1939 гг.
  7. epochtimes.com.ua, Новые возможности Пакистана — ядерный удар в радиусе 700 км, 26 июля 2007

Литература

  • Крылатая ракета // «К-22» — Линейный крейсер / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. — М. : Военное издательство Министерства обороны СССР, 1979. — (Советская военная энциклопедия : в 8 т. ; 1976—1980, т. 4).
  • Werrell, Kenneth P. The Evolution of the Cruise Missile. — Maxwell Air Force Base, Alabama: Air University Press, 1985. — 289 с.
  • Краснов А., Бессарабов Н. Применение крылатых ракет и борьба с ними истребителей ПВО (рус.) // Зарубежное военное обозрение. — М., 1995. — № 6. — С. 30-33. — 0134-921X.

Ссылки

  • Крылатые ракеты. В начале большого пути.


Tags: Крылатая ракета фото большое, крылатые ракеты швеции.