Vostochnieleta.ru

Косоватый ресурс

Метки: Ленинградское самолетное дело 1970, ленинградское самолетное дело.

Ленинградское самолётное дело — это события, связанные с попыткой захвата пассажирского самолёта группой советских граждан 15 июня 1970 года с целью эмигрировать из СССР.

Эти события считаются важной вехой в движении советских отказников в борьбе за право на эмиграцию.

Содержание

Причины

В период 1960-х — 1980-х годов эмиграция из СССР была чрезвычайно затруднена. До ратификации в 1973 году Международного пакта о гражданских и политических правах СССР вообще формально не признавал права на свободную эмиграцию и выдача разрешений на выезд зависела только от позиции властей. Массовые отказы в выездной визе стали причиной для конфликта между советским государством и желающими эмигрировать — так называемыми отказниками.[1]

Отказники считали, что государство нарушает их право на свободную эмиграцию, закреплённую во Всеобщей декларации прав человека. Такого же мнения придерживались ряд международных организаций, правительств, общественных и политических деятелей на Западе, которые критиковали за это правительство СССР.[2][3] Ряд граждан СССР, желающих выехать из страны, были готовы к радикальным мерам для реализации этого желания вопреки препятствиям и запретам[4][5].

Подготовка акции

Э. Кузнецов на встрече со слушателями Davidzon radio в Нью-Йорке, 11 июля 2009.

Как вспоминал руководитель ленинградской подпольной сионистской группы Гилель Бутман, в ноябре 1969 года изучавший иврит бывший пилот Марк Дымшиц предложил ему не дожидаться больше официального разрешения на выезд в Израиль, а захватить самолёт и вырваться за рубеж. Бутман увидел в этом вариант не только решения личных проблем с выездом, но и возможность привлечь международное внимание к проблеме свободной эмиграции евреев из СССР[6].

Началось обсуждение вариантов. Сначала предполагалось заранее выкупить билеты на определённый рейс, захватить авиалайнер «Ту-124» (48-52 пассажира) на маршруте «Ленинград-Мурманск» и приземлиться в Швеции или Финляндии. Объяснить еврейскую внешность большинства пассажиров предлагалось просто: люди летят на свадьбу. Отсюда появилось кодовое название — «Операция „Свадьба“». На исследование технической возможности захвата самолёта руководство организации выделило деньги. Совершили несколько полётов. Дымшиц у знакомого пилота осторожно выяснил вопрос о наличии оружия у экипажа. Выяснилось, что лётчики получают пистолеты, но при себе, как правило, не носят.

В течение января-марта 1970 года Бутман подбирал «пассажиров». Самым надёжным он в общих чертах сообщал о плане захвата самолёта. Остальным говорил, что может возникнуть рискованная возможность нелегально бежать в Израиль, но шанс на благополучный исход высок. После тщательной проработки плана была назначена дата акции — 2 мая 1970 года. Но возникли сомнения: нейтрализовать требовалось экипаж из 5 человек, и не исключено — кого-то из «сторонних» пассажиров; сложно было найти требуемое количество в полсотни репатриантов[4]. Кроме того, летавший на небольших самолётах Дымшиц опасался, что может не справиться с управлением Ту-124 и отказался от этого варианта из-за технической сложности[7].

Начиная с 1966 года, в Ленинграде существовала сионистская организация. В апреле 1970 года, когда в Комитете ленинградской сионистской организации узнали об акции, планируемой Бутманом, комитетчиками был сделан запрос о мнении официальных властей Израиля. После получения отрицательного ответа план Бутмана решили отменить[8]. Но Дымшиц и Кузнецов не входили в эту организацию, и, по словам Бутмана, не являясь членами организации, они «меньше всего думали о её интересах»[9].

Появился новый план: под видом пассажиров прибыть в небольшой город Приозерск Ленинградской области, где захватить прибывший из ленинградского аэродрома «Смольное» самолёт Ан-2 рейса № 179 «Ленинград—Приозерск»[10]. Экипаж в составе двух человек решили отстранить от управления, связать и, сунув в рот кляпы, выгрузить из самолёта. Затем управление самолётом должен был взять М. Дымшиц. Предполагалось на малой высоте перелететь советско-финскую границу и приземлиться в городе Боден (Швеция), где сдаться властям[11]. По прилёте предполагалось устроить пресс-конференцию о положении евреев в СССР[12]. Мировое общественное мнение должно было побудить свои правительства оказать давление на СССР с целью добиться разрешения на выезд евреев в Израиль.[13]

Всего в акции принимало участие 16 человек: Марк Дымшиц, Эдуард Кузнецов, Сильва Залмансон, Алексей Мурженко, Юрий Федоров, Анатолий Альтман, Мендель Бодня, Вульф Залмансон, Израиль Залмансон (два брата Сильвы Залмансон), Иосиф Менделевич[12], Борис Пэнсон, Лейб (Арье) Хнох, Мэри Менделевич (Хнох) (жена Л. Хноха, сестра И. Менделевича), Алевтина Ивановна (мать дочерей Марка Дымшица), Елизавета Дымшиц и Юлия Дымшиц (две дочери Марка Дымшица).


Из допроса на суде выяснилось, что у Алевтины Ивановны с М. Дымшицем развод был оформлен, и у нее уже фамилия не Дымшиц, а какая непонятно.[15] стр. 355


Четверо: Сильва Залмансон, Борис Пэнсон, Арье и Мэри Хнох должны были четырнадцатого вечером выехать из Ленинграда и прибыть на промежуточный аэродром в Приозерск. Остальные двенадцать должны были в качестве пассажиров сесть на рейс № 179 на аэродроме «Смольное». (Бутман, «Ленинград - Иерусалим с долгой пересадкой», стр. 215, 216).


Перед выездом на аэродром организаторам акции стало известно, что КГБ знает об их планах и арестует всех до посадки в самолёт.[источник не указан 24 дня] Тогда Кузнецов сказал Мурженко и Федорову: «Ясно, что улететь не удастся. Вы не евреи, зачем вам подставлять себя ради еврейской проблемы эмиграции в Израиль? Мы не будем обижаться на вас, если вы сейчас не выступите с нами». Но те ответили: «Раз мы пошли с вами, — пойдём до конца».

Арест и судебный процесс

15 июня 1970 года на аэродроме «Смольное» у трапа самолёта и в лесу около Приозерска участники акции были арестованы.

В декабре 1970 года состоялся суд. Подсудимым были предъявлены обвинения в измене Родине (попытке побега с незаконным пересечением государственной границы), попытке хищения в особо крупных размерах (угон самолёта) и антисоветской агитации (составленный И. Менделевичем текст «обращения» с протестом против «политического антисемитизма» в СССР). В результате, организаторы М. Дымшиц и Э. Кузнецов были приговорены к смертной казни (расстрелу), И. Менделевич и Ю. Федоров получили по 15 лет заключения, А. Мурженко — 14, Хнох — 13, А. Альтман — 12, В. Залмансон — 12 (как лейтенанта Советской Армии его судил военный трибунал), С. Залмансон — 10, И. Залмансон — 8, Б. Пэнсон — 10, М. Бодня — 4[14]. В то же время, «лиц, которые хотя бы в той или иной степени содействовали преступлению, знали о его подготовке — дочерей Дымшица, их мать, а также жену Хноха, исходя из соображений гуманности, решено было не привлекать к уголовной ответственности»[15].

Кузнецов полагал, что суд специально перенесли на декабрь, поскольку 25 ноября Сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла специальную резолюцию о борьбе с угоном самолётов, что, по мнению Кузнецова, было политическим козырем для ужесточения приговора.[16]

После множества протестов во всём мире и вмешательства крупных государственных деятелей разных стран (Ричарда Никсона, Голды Меир и др.), 31 декабря 1970 г. смертный приговор Дымшицу и Кузнецову заменили 15-ю годами заключения. Незначительно снизили сроки остальным.[11]

Последующие события

Несколько лет спустя история с захватом самолёта получила неожиданное продолжение. 20 мая 1978 года в американском штате Нью-Джерси у тайника с секретными материалами был задержан советский разведчик Владимир Зинякин. В тот же день агенты ФБР арестовали его коллег В. Энгера и Р. Черняева, находившихся в зоне проведения этой операции. Имевший дипломатическую неприкосновенность Зинякин был отпущен. Энгер и Черняев получили по 50 лет тюрьмы. После переговоров, 27 апреля 1979 года в Нью-Йорке состоялся обмен трёх советских разведчиков на пятерых диссидентов (в том числе, Кузнецова и Дымшица). В США и Израиле «самолётчиков» чествовали как героев[17].

Слева направо: президент США Рональд Рейган, Авиталь Щаранская, Иосиф Менделевич и вице-президент Джордж Буш, 28 мая 1981.

28 мая 1981 года президент США Рональд Рейган принял в Белом Доме Иосифа Менделевича — одного из инициаторов плана захвата советского пассажирского самолёта в 1970 году. Это событие произошло уже после подписания США международной Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (16 декабря 1970 года)[18].

Мнения и оценки

Официальная советская точка зрения на происшедшее была следующей: «попытка разбойным путём захватить в аэропорту „Смольное“ самолёт гражданской авиации для бегства за границу»[19]. В газете «Известия» от 01.01.1971 уточнялось:

В некоторых западных кругах пытаются представить уголовное преступление некоей невинной попыткой 11 человек покинуть пределы своей страны. Но это не имеет ничего общего с фактами: от желания переселиться в другое государство до создания вооружённой банды, до тщательно разработанного плана нападения на людей с оружием, как говорят, дистанция огромного размера… Дымшица и компанию судили за те реальные деяния, которые они совершили: за приготовление к опаснейшему преступлению — к бандитскому нападению на экипаж самолёта

Оказавшись за границей, «самолётчики» утверждали, что захват и угон самолёта не являлся целью "Операции «Свадьба»:[20]

это была акция, нацеленная на привлечение внимания Запада к запрету эмиграции из СССР. И она оказалась успешной — после международного скандала, вызванного смертным приговором Марку Дымшицу и мне, Кремль сильно попятился в вопросе о выезде из страны. Именно тогда и началась массовая эмиграция евреев и русских немцев.

— Эдуард Кузнецов

В 2007 году Эдуард Кузнецов в своём интервью заявил: «Угона не было. И намерения такого не было… Устроили показуху, переиграли КГБ.»[21]

Меир Вильнер, генеральный секретарь Коммунистической партии Израиля в своем выступлении в кнессете отметил следующее:

«Все разговоры о том, что евреев судят только потому, что они евреи — клевета, и ничего больше, хотя бы потому, что среди тех, кто пытался угнать самолёт, есть и русские. Все эти разговоры о том, что евреев судят только потому, что они хотели выехать из СССР в Израиль — клевета, и ничего больше, потому что многим разрешили выехать из Советского Союза в Израиль. […] Антисоветская истерия вокруг еврейской темы всегда была и является сегодня частью глобальной холодной войны против СССР»[22].

По мнению диссидента, академика А. Д. Сахарова,

Несомненно, весь этот план был авантюрой и нарушением закона, за которое его участники должны были понести уголовное наказание. Однако всё же их планы были не столь тяжёлым преступлением, как то, в котором арестованные были обвинены на суде. Опасность для лётчиков была минимальной, а посторонних пассажиров, жизни которых могло бы угрожать похищение, вообще не было. Захват самолёта предполагался на земле — таким образом, это не было бы воздушным пиратством. И уж, конечно, их действия не были «изменой Родине» (статья 64 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающая наказание вплоть до смертной казни; согласно закону, измена Родине подразумевает действия в ущерб территориальной неприкосновенности, государственной независимости или военной мощи страны)

— А.Д. Сахаров[23]

Отражение в искусстве

У Аркадия Северного есть песня «Решили два еврея похитить самолёт», написанная после попытки захвата[24].

Примечания

  1. Репрессии против евреев-отказников в Киеве
  2. Soviet Jews seeing fruit of efforts // New York Times, December 22, 1989
  3. Двадцать лет со дня грандиозного митинга «Отпусти народ мой!» // isra.com, 4 декабря 2007
  4. ↑ «САМОЛЕТНОЕ ДЕЛО», ИЛИ «ОПЕРАЦИЯ «СВАДЬБА». jewukr.org. Проверено 15 сентября 2012.
  5. Читать онлайн «Дневники» автора Кузнецов Эдуард, Страница 12
  6. Бутман, Глава 12. ДЕЛА СИОНИСТСКИЕ
  7. «Антиеврейские процессы в Советском Союзе» (1969—1971), Документы и юридический комментарий, редактор и автор комментарий А. Рожанский, Еврейский университет в Иерусалиме, Центр по исследованию и документации восточно-европейского еврейства, Иерусалим, 1979, т.1, стр.65
  8. Бутман, 1981, с. 190
  9. Бутман, 1981, с. 155-156
  10. Кошаровский Ю. Мы снова евреи. Гл. 19. Ленинградский процесс.
  11. ↑ Самолётное дело. // «Вечерняя Москва», № 10 (23326) от 17.01.2002
  12. Бутман, 1981, с. 185
  13. SamoletnoeDelo2
  14. С. К. Цвигун. Тайный фронт (о подрывной деятельности империализма против СССР и бдительности советских людей). М., Политиздат, 1973; стр.276-277
  15. В. Барсов, А. Федосеев. Преступники наказаны // «Известия», № 1 (16619) от 01.01.1971, стр.5
  16. Дневник, стр. 56
  17. http://www.specnaz.ru/article/?1253
  18. Губарев О. И. Воздушный террор. Хроника преступлений. М., Вече, 2006. с.79-83
  19. Борис Кравцов. Бегство из гетто. Л., Лениздат, 1984. стр.104
  20. № 25/24-29.06.2008
  21. Владимир Бейдер. «Самолётное дело», или «Операция „Свадьба“» // «Вестник Еврейского агентства», № 21 (64), ноябрь 2003
  22. «The Communist Party of Israel in the Knesset about the Leningrad Trial», Press-Release, IB-CPI, 22-12.1970. pp.1-3
  23. [1]
  24. Решили два еврея похитить самолёт

Ссылки

  • «Самолётное дело» на сайте «Сохнут»
  • Эдуард Кузнецов: Земляк в обетованной ntv.ru
  • «Самолетное дело», Семен Ария jew.spb.ru
  • В. В. Энгель, Курс лекций по истории евреев в России // Тема 20. Евреи СССР в годы «застоя» (1967—1985 гг.)
  • Татьяна Щербина. Лёд и пламень // «ЛЕХАИМ», № 12 (188), декабрь 2007
  • «Самолетное» дело
  • Эдуард Самойлович Кузнецов (род. 1939) — страница на сайте «Электронной библиотеки Александра Белоусенко»
  • Менделевич, Иосиф Мозусович Операция «Свадьба». — Иерусалим: Гешер АТшува, 1987. — С. 488.
  • Вениамин Чернухин. Так это было. // Центральный еврейский ресурс Sem40.ru, 17.05.2010
  • Юрий Борин. Самолетное дело. К 40-летию знаменитого судебного процесса — «Континент», август 2010

Литература

  • «Ленинградская Правда», 15 июня 1970
  • Emanuel Perlmutter. Kahane declares if prisoner dies, Russians will, too // «The New York Times» от 25 августа 1971
  • Кузнецов Э., «Тюремные Дневники». — Лондон, Валлентин Мичелл, 1975.
  • Бутман Г. И. Ленинград — Иерусалим с долгой пересадкой / Вступ. ст. А. Белова; ред. Р. А. Зернова. — Израиль: Библиотека Алия, 1981. — 232 с.
  • Мурженко А., «Образ счастливого человека, или письма из лагеря особого режима». — Лондон, Publications Interchange Ltd., 1985.
  • Менделевич, И. «Операция „Свадьба“» . — Киев, Мидраша Ционит, 2002.
  • Кузнецов Э., «Шаг влево, шаг вправо». — «Нева», 2004, № 10
  • Кузнецов Э., «Мордовский марафон». — М., Эксмо, 2008.


Tags: Ленинградское самолетное дело 1970, ленинградское самолетное дело.