Vostochnieleta.ru

Косоватый ресурс

Метки: Новосибирский автобус видео, новосибирский трамвай 3068, новосибирский трамвай вконтакте, новосибирский трамвай 2026, новосибирский трамвай.

Перейти к: навигация, поиск
Новосибирский трамвай
Трамвайная система
Страна

Россия

Город

Новосибирск

Тип системы

пассажирская

Дата открытия

1934

Количество маршрутов

10

Количество маршрутов в период максимального развития

25

Общая длина маршрутов

117,0 км. в 2009 г.

Количество трамвайных парков

2

Количество трамвайных парков в период максимального развития

4

Количество вагонов

144

Количество вагонов в период максимального развития

423

Модели эксплуатируемых трамваев

КТМ-5М3, ЛМ-99К, ЛМ-99КЭ, 71-619КТ, 71-623

Ширина колеи

1524 мм.

Протяжённость самого длинного маршрута

№15 (17,9 км. в 2009 г.)

Компания-перевозчик

МКП "ГЭТ"

Новосибирский трамвай работает с 26 ноября 1934 года. В настоящее время в Новосибирске действуют 10 маршрутов трамвая, которые обслуживаются двумя депо: Левобережным (до объединения в 2000 г. — Ленинское депо и Кировское депо) и Правобережным (до объединения в 2001 г. — Дзержинское депо и Октябрьское депо).

С 1 января 2011 года в связи с введением государственного регулирования тарифов на проезд в общественном транспорте стоимость проезда в новосибирском трамвае составляет 13 руб., по Единой транспортной карте — 12 руб., по студенческой транспортной карте — 6 руб. 50 коп.

Эксплуатационная длина трамвайных путей в городе 69 км двойного пути. В 2008 году трамваем было перевезено 25,9 млн человек (для сравнения: в 1980 г. трамваем в Новосибирске было перевезено 183,3 млн пассажиров). При этом доля трамвая в общегородских перевозках общественным транспортом составила около 8 %, среди муниципального транспорта — 13 %.

В 2011 году пассажиропоток составил 19,7 миллиона человек.[1][2]

История

Первая идея о создании трамвайных линий возникла ещё до революции и начала Первой мировой, в 1914 году. Идею предложило Русское Восточно-Сибирское общество электрических трамваев. Даже началась подготовка проекта и сметы строительства. Через 2 года Министерство внутренних дел Российской империи, для сооружения в городе трамвая и реконструкции электрической станции, даёт разрешение на выпуск облигаций. Однако, затраты оценивались в 4,2 млн рублей, а облигационный займ составлял всего 1,5 млн рублей. Кроме того, тратились большие средства на ведение войны. А после её окончания началась революция и дело было уже не до решения транспортных проблем. Тем не менее росли и городская территория, и количество жителей. И проблема перевозок вскоре вновь встала острой.[3]

Подготовка к строительству Новосибирского трамвая началась с августа 1931 года, а с июня 1933 года началось строительство 1-й линии. Её сооружением занимался трамвайный трест. Помощь оказывали трудящиеся многих предприятий. Открытие линии первой линии состоялось утром 26 ноября 1934 года[3] и трамвай оставался основным общественным транспортным средством в миллионном городе до середины 1980-х годов (до момента пуска первого участка новосибирского метрополитена).

Первый трамвайный маршрут связал железнодорожный вокзал с центром города. В 1960-х годах трамвай в Новосибирске перевозил до 60 % общего пассажиропотока. В 1970-х годах трамвай продолжал играть такую же важную роль в городе, как и в предыдущем десятилетии. По состоянию на 1975 год, в Новосибирске длина трамвайного пути (в однопутном исчислении) составляла 189 км[4]. Однако в 1980-х годах участь многих городов СССР по уменьшению роли трамвая достигла и Новосибирска. Были демонтированы линии с многих крупных центральных улиц: Красный проспект, Гоголя, Кошурникова. А в начале 1990-х годов, по причине перегруженности автотранспортом Октябрьского моста через реку Обь, было принято решение о ликвидации трамвайного движения по вышеуказанному мосту. С этого момента в Новосибирске образовались две независимые, не связанные друг с другом, трамвайные системы на обоих берегах Оби (такая ситуация уже была в городе с 1940 года по 1955 год, до открытия движения через Октябрьский мост).

По данным на 2012 год, в городе насчитывается порядка 145—150 км трамвайных путей (в однопутном исчислении)[4]. Из них 48 км находится в аварийном состоянии[5].

Подвижной состав

Подвижной состав Новосибирского трамвая насчитывает около 160 вагонов, однако реально эксплуатируется около 120. Фактический выпуск составляет 80-90 единиц. Основная модель — КТМ-5М3. Кроме того, в Левобережном депо есть также 3 вагона ЛМ-99; с 2008 года в каждом из депо работают по два КТМ-19КТ.

Большинство вагонов отработали амортизационный срок, постепенно идёт списание. Так, в 1995 году в Новосибирске было 282 пассажирских вагона, в 2000—207, в настоящее время — около 160[6].

В Правобережном депо помимо классических КТМ-5 эксплуатируется модернизированный КТМ № 3019, построенный в 2004 г. силами специалистов Завода «Сибэлтранс» и Правобережного трамвайного депо на основе старого кузова КТМ-5. Начиная с 2007 года в обоих депо производится модернизация вагонов КТМ-5. В ходе модернизации заменяется обшивка кузова, увеличивается высота окон, заменяется интерьер (см. фото). С 2008 г. на модернизированные вагоны устанавливается тяговый привод на IGBT-транзисторах. По состоянию на 2011 год модернизировано 21 вагон.

За всё время существования трамвая в Новосибирске эксплуатировались следующие типы пассажирских вагонов:

Тип вагона Начало эксплуатации Окончание эксплуатации Общее количество
Х/М 1934  ?
Ф и БФ 1962  ? 65
КП и С  ?  ? 80
МС и ПС 1955  ? 89 и 122
КТМ/КТП-1 1952 1965 46 и 49
КТМ/КТП-2 1961 1965 3 поезда
МТВ-82 1950 1969 103
Tatra K2SU 1968 1976 36
РВЗ-6 1961 2007 903
РВЗ-7 1983 1988 7
КТМ-5М3 1987 по настоящее время 252
ЛМ-99К 2001 по настоящее время 1
ЛМ-99КЭ 2003 по настоящее время 2
КТМ-19КТ 2008 по настоящее время 4
АКСМ-60102 2011 по настоящее время 1
71-623 2012 по настоящее время 1

Динамика изменения числа пассажирских вагонов в Новосибирске:

Год Количество
1934 17 ?
1940 60
1943 75
1954 119
1965 400
1991 423
1995 282
2000 207
2001 202
2002 197
2003 196
2004 194
2005 188
2006 182
2007 177
2009 159
2011 144

На территории завода «Сибэлтранс» сохранился как памятник вагон КТМ-1. На площадке музея городского электротранспорта сохраняется вагон РВЗ-6М2, на территории службы пути — каркас кузова МТВ-82; кроме того, в городе до сих пор эксплуатируются несколько служебных вагонов (грузовые, контактные вышки, рельсотранспортёры, поливальщики, снегоочистительные), созданных на базе РВЗ-6 и КТМ-5 различных модификаций.

Маршруты

Действующие

  • № 5 Золотая горка — Сад мичуринцев
До 1977 года следовал по маршруту «пос. Северный (Сосновый бор) — пл. Калинина — Центр».
Обслуживается Правобережным депо. Интервал движения* — 17-18 мин.
  • № 8 Пос. Южный — ТЭЦ-2
До 1977 года Пос. Южный — вокзал Новосибирск-Западный — Сад Кирова — пл. Станиславского — Пос. Южный
Обслуживается Левобережным депо. Интервал движения — 41 мин.
  • № 9 Молкомбинат — ТЭЦ-2
Обслуживается Левобережным депо. Интервал движения — 11-12 мин.
В 80-х гг: Молкомбинат — Вокзал Новосибирск-Западный
Следовал по кольцевой схеме через ул. Вертковскую и ул. Котовского по часовой стрелке.
  • № 10 Бугринская роща — Хлебзавод — Бугринская роща
Кольцевой: через ул. Вертковскую, ул. 9-й Гвардейской дивизии, ул. Связистов, вокзал «Новосибирск-Западный»,
ул. Троллейную, Ленинский рынок, ул. Вертковскую
До ликвидации кольца на пл. Маркса ходил через ул. Вертковскую, ул. Троллейную, Хлебозавод и пл. Маркса, навстречу маршруту № 12
Обслуживается Левобережным депо. Интервал движения — 7-8 мин.
В 80-х гг: Вокзал Новосибирск-Западный — Бугринская роща
Следовал по кольцевой схеме через ул. Вертковскую и ул. Котовского против часовой стрелки.
  • № 11 Золотая горка — ст.метро «Заельцовская»
До 1988 года ходил по маршруту «Золотая горка — Дк им. Кирова»
Обслуживается Правобережным депо. Интервал движения — 20-25 мин.
  • № 13 Улица Писарева — Гусинобродский тракт(Гусинобродский вещевой рынок)
Следует через Автовокзал и ул. Гурьевская.
До 1980 года ходил по маршруту Вокзал Новосибирск-Главный — ГБШ
Обслуживается Правобережным депо. Интервал движения — 3-4 мин.
  • № 14 Сад мичуринцев — Сосновый бор
Обслуживается Правобережным депо. Интервал движения — 12-13 мин.
  • № 15 Бугринская роща — пл. Маркса — Юго-западный ж/м (через Ленинский рынок)
До ликвидации кольца на пл. Маркса ходил по маршруту «Площадь Маркса — Юго-Западный ж/м» через ул. Троллейную и Клуб им. Чехова.
До 1977 года следовал по маршруту Станиславский ж/м (кирзавод) — вокзал Новосибирск-Западный — Сад Кирова — пл. Станиславского — Клуб Чехова — Станиславский ж/м (кирзавод)
В 80-х гг: Вокзал Новосибирск-Западный — Станиславский ж//м (трамвай)
Обслуживается Левобережным депо. Интервал движения — 4-5 мин.
  • № 18 ж/м Затулинский — пл. Маркса — Юго-западный ж/м (через ул. Невельского)
До ликвидации кольца на пл. Маркса ходил по маршруту «Площадь Маркса — Юго-Западный ж/м» через ул. Широкую и Связистов.
В первой половине 80-х гг: ул. Писарева — Станиславский ж/м
В 70-х гг: Театр Оперы и Балета — Центр — Автовокзал — Восход — Горская — пл. Труда — ул. Широкая — ул. Троллейная — ул. Титова — ул. Фасадная — ул. Невельского
Обслуживается Левобережным депо. Интервал движения — 4-5 мин.
  • № 19 Станиславский ж/м — Станиславский ж/м (кольцевой через ул. Троллейную, Невельского, Широкую только по часовой стрелке)
В 70-е годы ходил по маршруту «Центр — пос. Чемской» (через Коммунальный мост)
Обслуживается Левобережным депо. Интервал движения — 11 мин.

Закрытые

  • № А Вокзал Новосибирск-Западный — Вокзал Новосибирск-Западный (кольцевой).
Следовал по часовой стрелке по улицам: Троллейная, Широкая, Станиславского, Титова. Закрыт в 1977 году после ликвидации трамвайных путей на улицах Станиславского и Титова.
  • № 1 Пос. Чемской — Бугринская роща (до 1971 г. «Вокзал Новосибирск-главный — ул. Большевистская»)
Обслуживался Левобережным депо. Закрыт с ноября 2007.
  • № 2 Центр — Золотая Горка. Закрыт в 1989 году после начала строительства метро по ул. Гоголя.
  • № 3 Ст.метро «Площадь Маркса» — Молкомбинат (1936—1980гг — «Вокзал Новосибирск-главный — Сад Дзержинского»)
Обслуживался Левобережным депо. Средний интервал движения — 20-30 мин.
С 1 декабря 2006 года закрыт.
  • № 4 Пос. Чемской — Ст.метро «Площадь Маркса»
Обслуживался Левобережным депо. До середины 1980-х гг. ходил по маршруту «Центр — Бугринская роща». Закрыт с ноября 2007 в связи с ликвидацией трамвайного кольца на пл. Маркса (объединён с маршрутом 18).
  • № 6 Центр — Юго-Западный ж/м. Закрыт в середине 1980-х гг.
В начале 80-х гг:ул. Писарева — Станиславский ж/м (трамвай)
В 1970-x: (1976 г.) Вокзал Новосибирск-Главный — Станиславский ж/м
  • № 7 ТЭЦ-2 — Юго-Западный ж/м(1984—1997гг), «ДК. Кирова — автовокзал — Сад мичуринцев» (? — 1977 г.)
  • № 10к Бугринская роща — ТЭЦ-2 [1]
  • № 11а «Золотая горка — Сосновый бор» [2]
  • № 12 до 1991 года «Бугринская Роща» — «площадь Маркса»-«Восход»-«Сад Мичуринцев»
В 90-х гг: Ст. метро «Площадь Маркса» — Бугринская Роща.
Обслуживался Левобережным депо. Закрыт с ноября 2007 в связи с ликвидацией трамвайного кольца на пл. Маркса (объединён с маршрутом 15). Средний интервал движения — 8-10 мин. До 1992 г. ходил по маршруту «Молкомбинат» — «Сад мичуринцев»
  • № 13к Гусинобродское шоссе (ГБШ) — Центр (Театр оперы и балета)
Обслуживался Правобережным депо. Вводится на период ремонта трамвайного пути. Последний раз действовал в [3]
  • № 14к Сад Мичуринцев — ГБШ [4]
  • № 16 Сад мичуринцев — Ст.метро «Березовая роща»
Обслуживался Правобережным депо. Средний интервал движения — 10-14 мин. С 1980 по 1989 г. ходил по маршруту «Ул. Писарева — Березовая роща — Гостиница Северная — Гусинобродское шоссе». До 1980 г. «Вокзал Новосибирск-Главный — Гусинобродское шоссе».
С 5 декабря 2007 закрыт в связи с ликвидацией кольца на Березовой роще.
  • № 17 Сосновый бор — ст.метро «Заельцовская»
Обслуживался Правобережным депо. Средний интервал движения — 15-20 мин. До 1988 года ходил по маршруту «Сосновый Бор — ДК. Кирова».
С августа 2008 года закрыт.
Вводится в дни баскетбольных и волейбольных соревнований в СКК «СЕВЕР», для обеспечения проезда к нему болельшиков.
  • № 20 Микрорайон «Золотая горка» — Ст.метро «Березовая роща»
Обслуживался Правобережным депо. Средний интервал движения — 45-50 мин. До 1992 года ходил по маршруту «Золотая Горка — Сад Мичуринцев» (через ул. Кошурникова).
С 1 декабря 2006 становится сезонным, на зимний период отменен.
С 5 декабря 2007 закрыт в связи с ликвидацией кольца на Березовой роще.
  • № 21 Центр — Сад Мичуринцев Действовал с 1980 года. Закрыт в 1989 году после начала строительства метро по ул. Гоголя.
До 1980 года «Вокзал Новосибирск-Главный — Сад Мичуринцев».
  • № 22 пос. Южный — Молкомбинат
  • № 23 Сосновый бор — Ст.метро «Березовая роща»
Обслуживался Правобережным депо. Средний интервал движения — 15-20 мин. До 1989 года ходил по маршруту «Центр — Сосновый Бор», в 1989—1992 годах — «Сад мичуринцев — Сосновый Бор»
С 1 декабря 2006 года закрыт.
  • № 24 ул. Писарева — Гусинобродское шоссе (1980—1989 гг.). До 1977 года «Клуб им. Кирова — пл. Калинина — Центр — Гусинобродское шоссе».
Следовал через ул. Гоголя и Кошурникова. С 1977 по 1980 г. «Вокзал Новосибирск-Главный — Гусинобродское шоссе».
Закрыт в 1989 году после начала строительства метро по ул. Гоголя.
  • № 25 Пос. Чемской — Молкомбинат
Обслуживался Левобережным депо. Средний интервал движения — 20-30 мин.
Вводится на период ремонта трамвайных путей по ул. Сибиряков-Гвардейцев.
  • № 26 пл. Калинина — Сосновый бор
Работал в 1-й половине 80-х годов как дополнительный к маршруту № 17, ходившему до ДК Кирова.
  • № 33 Ст. метро "Заельцовская — Сад Мичуринцев
Работал в 1997—1999 годах. Обслуживался Дзержинским и Октябрьским депо. Работал нерегулярно, интервал движения — не менее 29 минут. Сейчас по этому маршруту иногда ходят вагоны 11-го маршрута (при следовании в депо)

[ * ] — здесь и далее указан средний интервал движения в час-пик, для действующих маршрутов приведены пиковые интервалы по расписанию на начало 2009 года, которые могут не соблюдаться.

Депо

Филиал № 4 МКП ГЭТ

(до 2007 — Левобережное трамвайное депо). Организовано путем объединения в 2000 г. Ленинского и Кировского трамвайных депо.

  • Обслуживает маршруты № 8, 9, 10, 15, 18, 19
  • Подвижной состав: 99 % — КТМ-5, кроме того эксплуатируются один ЛМ-99К и два ЛМ-99КЭ, до конца 2007 эксплуатировались три вагона РВЗ-6М2, с 2008 — два КТМ-19КТ, а также модернизированные КТМ-5.
  • Нумерация вагонов: 2ХХХ, до объединения — 4ХХХ.

В составе депо две площадки (бывших депо): Ленинская (на ул. Троллейная) и Кировская (на ул. Сибиряков-Гвардейцев). На территории Кировской площадки депо организован Музей Новосибирского электротранспорта.В состав музея входит экскурсионный трамвай,эксплуатируемый под номером ЭВК-1

Филиал № 5 МКП ГЭТ

(до 2007 — Правобережное трамвайное депо). Организовано путем объединения в 2000 г. Октябрьского и Дзержинского (старейшего в городе) трамвайных депо. В 2008 году рельсовая связь с Дзержинской площадкой уничтожена.

  • Обслуживает маршруты № 5, 11, 13, 14
  • Подвижной состав: 99 % — КТМ-5, с 2004 года — модернизированный вагон КТМ-5 3019, с 2008 — два КТМ-19КТ, а также модернизированные КТМ-5.
  • Нумерация вагонов: 3ХХХ

Перспективы

С 80-х годов, когда после начала строительства метро трамвайная сеть города приобрела близкий к современному облик, выдвигались различные предложения по её развитию, однако большая их часть осталась нереализованными, и все последующие годы протяженность сети, число вагонов и маршрутов только сокращались.

Например, в «наследство» от предложения перенести при строительстве метро трамвай с ул. Сибиряков-Гвардейцев на ул. Ватутина на мосту через р. Тула сохранился никогда не эксплуатировавшийся отрезок рельсов. Существует более правдоподобная версия, что рельсы являются просто элементом силовой конструкции этого «моста» и не предназначались для трамвайного движения.

Другой подобный артефакт ещё несколько лет назад можно было встретить на пересечении ул. Писарева и Ипподромская. Это свидетельство планов по соединению трамвайного кольца на ул. Писарева с линиями по пр. Дзержинского либо ул. Богдана Хмельницкого.

В настоящее время обсуждаются следующие проекты:

Реконструкция трамвайного кольца на ул. Писарева в связи с планируемым строительством здания на его территории;

Перенос трамвайного кольца за Оперным театром к пересечению улиц Зыряновская и Гурьевская;

Ведутся предпроектные проработки будущих линий скоростного трамвая. Определены 4 приоритетных направления:

  • Площадь Маркса — пос. Чемской — Краснообск — ОбьГЭС;
  • Площадь Калинина — ул. Учительская — ж/м Снегири и Родники;
  • Центр — ул. Орджоникидзе — ул. Лескова — ул. Выборная — Плющихинский ж/м — Гусинобродское шоссе;
  • Ул. Котовского — ул. Широкая — ул. Порт-Артурская.

Примечания

  1. Парк трамваев и троллейбусов потерял 18 машин за год — НГС.НОВОСТИ
  2. Новосибирцы почти перестали ездить в трамваях и троллейбусах
  3. ↑ Что лучше: трамвай или автобус? 70 лет назад в Новосибирске появился трамвай — газета «Вечерний Новосибирск», 17.11.2004
  4. ↑ Черти рогатые — НГС.НОВОСТИ, 08.12.2012
  5. Треть трамвайных путей в Новосибирске пришла в негодность — НГС.НОВОСТИ, 31.05.2012
  6. Наличие пассажирских трамвайных вагонов по городам Российской Федерации

Ссылки

  • Реестр маршрутов регулярного сообщения общественного пассажирского транспорта г. Новосибирска на официальном сайте Новосибирской мэрии.
  • Схема новосибирского трамвая, 2000 год. — Стрекалов Олег.
  • Схема новосибирского трамвая, 1982 год. — Дмитрий Афонин.
  • Список маршрутов городского транспорта 1991 г.
  • Сайт «Новосибирский транспорт»
  • Фотографии на сайте Ю. Маллера
  • Трамваи ЛМ и КТМ-19КТ в Новосибирске на сайте «Трамвайные вагоны»
  • Новосибирский трамвай на сайте «Городские маршруты»

Tags: Новосибирский автобус видео, новосибирский трамвай 3068, новосибирский трамвай вконтакте, новосибирский трамвай 2026, новосибирский трамвай.