Vostochnieleta.ru

Косоватый ресурс

Метки: Послевузовское профессиональное образование врачей это, послевузовское профессиональное образование анкета образец.

Перейти к: навигация, поиск
Церемония присуждения степени в Кембриджском университете

Послевузовское профессиональное образование — система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. Хотя по названию эта система — часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается ученая степень.

В Западной Европе и Северной Америке соответствующий термин (graduate education или postgraduate education, англ.) относится ко всем квалификациям от магистра до доктора философии, то есть как к бакалаврам, работающим над дипломом магистра, так и к магистрам, готовящим диссертацию на соискание учёной степени. Организация и структура послевузовского образования в разных странах и институтах различна. В настоящей статье рассматриваются только наиболее типичные способы повышения квалификации бакалавров, магистров и специалистов, а также некоторые исторические данные о формировании соответствующих традиций. В настоящее время делаются попытки унифицировать систему послевузовского образования в рамках Болонского процесса.

Степени и квалификации

Термин «ученая степень» означает определенную квалификационную ступень в академической карьере.

Хотя высшее образование как система существовало еще в Древней Греции, концепция «послевузовского» образования зависит от системы повышения уже имеющейся квалификации и ранжирования специалистов по уровню квалификации. В этом смысле появление степеней относят к эпохе средневековых арабских медресе и западноевропейских университетов.

Прототип докторской степени появился в арабских школах шариатского права, мазхабах, в IX веке. Чтобы получить право преподавать и публиковать толкование законов, их студент должен был не только учиться около четырех лет в одном из масхабов, принадлежащих особой гильдии правоведов, но и не менее десяти лет после этого проходить дополнительный курс обучения, после чего сдать экзамен, в ходе которого проверялась оригинальность его диссертации и его способность отстаивать свое мнение в открытом диспуте с квалифицированными правоведами. Прошедший испытание получал титул доктора права[1].

В средние века эта практика была воспринята в западноевропейских университетах [1]. Для получения степени бакалавра необходимо было учиться там до шести лет, а степени магистра или доктора — еще до двенадцати лет. На первом этапе обучение проходило на факультете искусств и состояло в овладении семью «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум). В центре обучения была логика. Получив степень бакалавра, студент мог выбрать один из факультетов, присваивающих более высокие степени, по теологии, праву или медицине. Наиболее престижной и трудной для достижения считалась степень по теологии.

Степени магистра и доктора в течение некоторого времени считались эквивалентными, первые присваивали в Парижском университете и на севере Европы, а вторые — в Болонском и других университетах юга этой части света. В Оксфорде и в Кембридже звание магистра присваивали уже на факультете искусств, а на прочих факультетах — докторскую степень. Соответственно, в Англии докторская степень считалась старше магистерской. Основным смыслом присвоения степени было официальное разрешение на преподавание.

Послевузовское образование в разных странах

Великобритания

Для начала работы над магистерским дипломом или диссертацией обычно требуется степень бакалавра или магистра. Сначала студент получает квалификацию магистра философии (Master of Philosophy, M.Phil.), и только потом, если научно-исследовательская работа завершается успешно, присваивают степень доктора философии. Финансирование для такого рода исследований предоставляется по результатам конкурса институту, а не самому студенту, хотя бывают и исключения из этого правила. Существует ряд стипендий для получения квалификации магистра, но большинство студентов обучается за свой счет. Стипендий для работы над диссертацией сравнительно больше, особенно по естественным наукам. Заявки на финансирование от студентов из-за рубежа принимаются, по меньшей мере, за год до их прибытия. Чаще всего стипендия покрывает не всю оплату за обучение, а только разницу между платой, установленной университетом для местных (и приравненных к ним студентов из стран Евросоюза) и прочих иностранных студентов.

США

К работе над магистерским дипломом или диссертацией допускаются только бакалавры с высокими оценками по профилирующим дисциплинам[2][3][4] и рекомендациями от преподавателей[5]. Для специализации по естественным и некоторым общественным наукам важно также иметь некоторый опыт в проведении научных исследований, полученный ранее[2][6], а для остальных общественных наук — наличие публикаций. Многие университеты требуют также личное заявление (обычно называемое Заявлением о намерениях, Statement of Purpose или Letter of intent), с указанием предпочтительной области исследований[3]. От кандидатов из-за рубежа нередко требуется также сдать TOEFL (тест по английскому языку)[7] и пройти собеседование[3].

Иногда (но не всегда) получение степени магистра подразумевает продолжение работы над диссертацией. Если диссертация по окончании работы не была представлена, студент получает квалификацию магистра философии (Master of Philosophy, MPhil, или Candidate in Philosophy, C.Phil.). Нередко кроме дипломного проекта или диссертации требуется сдать один или несколько экзаменов[2] и показать себя на преподавательской работе.

Работа над дипломным проектом занимает около двух, а над диссертацией — от четырех до восьми лет. Например, чтобы получить ученую степень по астрономии требуется 5-6 лет. При этом длительность работы зависит от выбора специализации, для теоретиков достаточно 5 лет, а для наблюдений из-за погодных условий времени требуется больше.

Финансирование нередко является обязанностью научного руководителя, который в этом случае является одновременно наставником и работодателем. Когда студенты привлекаются к преподавательской работе, они могут получать стипендию. Со стороны института возможна также финансовая поддержка для участия в конференциях. Некоторые студенты могут получить стипендию от сторонних финансирующих организаций, таких как Национальный научный фонд (США). Шансы получить финансирование выше при специализации в естественных науках.

Студенты из-за рубежа финансируются на общих основаниях с местными, но федеральные субсидии от НСФ и других организаций, займы для получения образования и некоторые другие источники финансирования зависят от гражданства, наличия разрешения на постоянное жительство или официального статуса беженца [8]. Кроме того, иностранные студенты несут дополнительные расходы на международные поездки, оформление визы и иные платежи [9].

Россия

Количество магистрантов и аспирантов в разных странах Европы, данные ЮНЕСКО за 2007 г.

Из-за традиционных различий в национальных системах высшего образования и недавнего вступления России в Болонский процесс положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны квалификация «магистр» относится к уровням высшего образования, с другой стороны магистратура является системой повышения квалификации лиц, уже имеющих высшее образование (с квалификациями «бакалавр» или «специалист»)[10].

Подготовка диссертации на соискание учёных степеней осуществляется двумя основными способами:

  1. в аспирантуре (докторантуре) вуза или научной организации,
  2. без отрыва от профессиональной деятельности.

В последнем случае длительность подготовки диссертации не ограничена, но все остальные требования к соискателям степеней остаются такими же, как и для аспирантов и докторантов.

Также выделяются специализированные формы подготовки:

  • адъюнктура — аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации;
  • клиническая ординатура — система повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Магистранты и аспиранты обычно получают небольшую стипендию. Финансирование научной работы, как правило, возлагается на выпускающую кафедру и факультет. Также источником финансирования может служить учреждение, в интересах которого ведётся научная работа.

См. также

Ссылки

  1. 1 2 Makdisi, George (April-June 1989), "«Scholasticism and Humanism in Classical Islam and the Christian West»", Journal of the American Oriental Society Т. 109 (2): 175-182 [175-77] 
  2. 1 2 3 Dale Bloom, Jonathan Karp, Nicholas Cohen, The Ph.D. Process: A Student’s Guide to Graduate School in the Sciences, Oxford University Press, 1998, ISBN 0195119002.
  3. ↑ Graduate School Admissions 101, About.com, accessed September 2, 2007
  4. GPA and Graduate School Admission, About.com, accessed September 2, 2007.
  5. Recommendation Letters: Choosing Referees, About.com, accessed September 2, 2007.
  6. Research Experience for Graduate Admissions, About.com, accessed September 2, 2007.
  7. TOEFL: Test of English as a Foreign Language, Educational Testing Service, accessed September 2, 2007.
  8. http://ifap.ed.gov/sfahandbooks/attachments/0708FSAHBKVol1Ch2.pdf
  9. http://www.cnn.com/2004/EDUCATION/03/21/international.students.ap/index.html (недоступная ссылка)
  10. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 6-7

Tags: Послевузовское профессиональное образование врачей это, послевузовское профессиональное образование анкета образец.