Vostochnieleta.ru

Косоватый ресурс

Метки: Распятие на кресте фото, распятие в живописи, распятие живопись, распятие бога.

Распятие (реконструкция)

Распятие — исторический вид смертной казни.

Содержание

История

Данная казнь была известна в Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене.

Но самое широкое распространение казнь через распятие получила в Древнем Риме, где стала основным видом жестокой, позорной и мучительной смертной казни. Так казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников). После подавления восстания Спартака все взятые в плен рабы, около 6000 человек, были распяты вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима. Красс так и не отдал приказа снять тела с крестов.[1][2][3][4][5]

Согласно законам Древнего Рима, в случае убийства хозяина дома, все проживавшие в доме рабы (включая девушек и детей) подлежали распятию.

Согласно христианскому вероучению, распятию был подвергнут Иисус Христос, что сделало крест символом Христианской религии. Казни через распятие были преданы и ряд христианских святых (апостолы Андрей и Пётр, мученик Клеоник Амасийский).

В Иерусалиме, в музее Рокфеллера у Шхемских ворот, выставлен фрагмент кости ноги с застрявшим в ней ржавым гвоздём. Эта находка была сделана археологом Василиосом Цаферисом (Vassilios Tzaferis)[6] в 1968 году при раскопках горы Скопус в местности Гив’атха-Мивтар (по-арабски Рас эл-Мазареф) в северной части Иерусалима. В этой местности было обнаружено четыре пещеры представлявшие собой семейные усыпальницы, с костями людей погибших от насильственной смерти — от удара меча, пущенной стрелы и распятия. В каждой из пещер был туннель, ведущий в гробницу. Во многих склепах благодаря повышенной влажности кости хорошо сохранились. Всего в них было 15 известняковых склепов, в которых хранились останки 35 человек. По найденным в первой гробнице глиняным предметам, удалось установить, что захоронение относится к временному отрезку между концом II века до н. э. и 70 годом I века н. э. В последней гробнице под названием Йоханан Бен Хагалгал было обнаружены останки взрослого мужчины и ребёнка[7]. Вследствие обследования было обнаружено, что у мужчины пяточная кость при распятии была пронзена большим гвоздём длинной около 17 сантиметров, а также перебиты обе голени, причём намеренно, а смерть наступила от нехватки воздуха. Открытие наглядно демонстрирует, как именно осуществляли римские солдаты «правильное» распятие. Некоторыми верующими открытие расценивается как «первое неоспоримое доказательство точности евангельского рассказа»[8][9].

Современность

В ходе истории казнь через распятие также использовалась по отношению к пленным христианам, (как правило мусульманами) начиная от эпохи Крестовых походов в Святую землю и Реконкисты в Испании.[источник не указан 80 дней] Помимо жестоких страданий, это было продиктовано стремлением оскорбить и унизить религиозные чувства верующих. Самые недавние свидетельства тому, - казни чеченскими боевиками русских военнопленных, по крайней мере во время Первой чеченской войны[10][неавторитетный источник?].

Методика

Исследователи обращают внимание на то, что церковные изображения Распятия, даже канонические, не соответствуют тому, как проводили казнь на самом деле.

Крест использовался деревянный, как правило, Т-образный, существовали и другие его формы:

  • Crux Simplex — простой вертикальный столб.
  • Crux Commissa — крест в форме «Т».
  • Сrux Immissa — два перекрещенных бруса.
  • Crux Decussata — крест в форме «X».

При конструкции креста из двух элементов, каждый элемент тоже имел своё латинское название. Первый элемент — стационарная, вертикально вкопанная стойка, называлась staticulum. Второй — patibulum, представлял собой съёмную горизонтальную балку, которую, собственно, и несли на себе осуждённые на смерть (интересно, что crux иногда называли не только цельную, собранную из двух элементов конструкцию, но и отдельно patibulum)[11] Иногда в центре креста прикреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться ногами.

Затем крест закрепляли вертикально на всеобщее обозрение. Как правило римляне использовали не широкоизвестные Сrux Immissa (кресты в их современном понимании), - а обычные Т-образные - (Crux Commissa) которые были намного проще в использовании.

Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которой осуждённый на смерть должен был нести patibulum (патибулум), деревянный брус (весящий порой до 30-50 кг), который привязывали к рукам, и который потом служил горизонтальной перекладиной креста. По прибытии на место с осуждённого снимали одежду, укладывали на землю и гвоздями (реже деревянными кольями), широко растягивали руки, приколачивая их к концам перекладины, которую затем с помощью верёвок, подтягивали на вершину заранее вкопанного в землю столба. (В обратном случае распинали уже на кресте, который потом поднимали вертикально).


Страдания при распятии

Осуждённому прибивали гвоздями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности при помощи верёвок. Гвозди (в отличие от канонических изображений на иконах) при этом всегда вбивались не в ладони, а в запястья, так как вбитые в ладони гвозди просто не удержали бы тело на кресте, под тяжестью казнимого гвозди могли прорезать ткани конечностей и казнимый может упасть с креста.[12] Интересная подробность, что при этом когда гвоздь пробивал нерв, то большой палец непроизвольно загибался внутрь ладони.

Концы гвоздей, проходящие сквозь дерево, при этом загибались молотком чтобы надёжнее закрепить тело распятого. Ступни под наклоном опирались на небольшую ромбообразную подставку и также прибивались гвоздями. Тело максимально растягивалось на кресте, руки принимали на себя основной вес. Ноги сведённые вместе, слегка подгибались, а руки разведённые в стороны приобретали вид латинской буквы «V». Тело человека под воздействием силы тяжести повисало на кресте таким образом, что точка напряжения оказывалась в груди. Грудная клетка и рёбра вздымались, живот втягивался, в перенапряжённых мышцах начиналось накопление молочной кислоты. Страдания усугублялись ещё и тем, что гвозди в те времена были не гладкие, а как правило - кованные, гранённые и зазубренные, что вызывало мучительные страдания при каждом движении.

Обычно при распятии снималась вся одежда, единственное что было на теле, это небольшая набедренная повязка, которая нередко притягивала бёдра к столбу, дополнительно фиксируя, или обездвиживая осуждённого. При этом обнажённое тело в буквальном смысле распластывалось на кресте и полностью открывалось для воздействия палящих лучей солнца.


При такой позиции чтобы просто сделать вдох - приходилось затрачивать огромные усилия, - распятый должен был опереться на выступ, приподняться на деревянеющих натянутых руках и сделать вдох всей диафрагмой. Именно поэтому основной причиной смерти при распятии является асфиксия, вызванная развивающимся отёком легких и утомлением участвующих в процессе дыхания межрёберных мышц и мышц брюшного пресса. Основной опорой тела в данной позе являются руки, и при дыхании мышцы брюшного пресса и межрёберные мышцы должны были поднимать вес всего тела, что приводило к их быстрому утомлению. Также сдавливание грудной клетки напряжёнными мышцами плечевого пояса и груди вызывало застой жидкости в лёгких и отёк лёгких. Дополнительными причинами смерти служили болевой шок, обезвоживание и кровопотеря.


Возможность опоры на прикреплённый к кресту выступ несколько облегчала дыхание, но в целом лишь затягивала процесс смерти. Распятый погибал долго и мучительно, обычно в течение 1 - 3 (реже 4 - 5) дней. Порой для ускорения казни осуждённым перебивали дубиной голени, что лишало их дополнительной опоры.

В некоторых случаях, чтобы наоборот, как можно дольше продлить агонию казнимых, солдаты на ночь снимали patibulum (и только его) с телом осуждённого, а с наступлением утра, слова водружали его на вертикальный столб. Последнее, как правило, делалось до тех пор, пока жертва не умирала от болевого шока. Для визуального устрашения оно имело большой эффект, ибо видеть подобные жестокие истязания было непростым испытанием, уже не говоря о той невыносимой боли, которую при этом испытывал человек, растянутый на кресте.

Технические подробности ярко и наглядно представлены в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, на запрестольной мозаике в католическом приделе Голгофы (он так и называется: придел Пригвождения к Кресту).

Медицинский аспект

В распластанном состоянии агонии характерным является терминальный отёк лёгких, который обусловлен резкой гипоксией, увеличением проницаемости стенок альвеол, ослаблением кровообращения и микроциркуляторными расстройствами из-за более раннего ослабления левого желудочка сердца по сравнению с правым и образующегося таким путём застоя крови в малом кругу кровообращения. Дыхание становится затруднённым и хриплым, в бронхах скапливается слизь, которая не может быть выведена из-за ослабления соответствующих мышечных механизмов, что вместе с накоплением отечной жидкости в лёгких, при невозможности отхаркивания, и делает дыхание клокочущим, обусловливает то, что носит название предсмертного хрипения. После терминальной паузы возрастает эффективность сердечных сокращений, повышается артериальное давление.

Происходит повышение артериального давления, рефлекторное замедление ритма сердца, множественные экстрасистолы, затем резкое падение давления, цианоз, судороги, параличи сфинктеров. Судороги также являются проявлениями крестных страданий и продолжаются некоторое время. Происходит спазм как скелетной, так и гладкой мускулатуры. По этой причине часто распятие сопровождается непроизвольным семяизвержением, (или/либо мочеиспусканием) так как сфинктеры парализуются часто ранее, нежели мышечные группы, заведующие перистальтическими движениями.


При тогдашнем массовом характере казней через распятие, практически каждый из римских легионеров должен был суметь произвести казнь. Срубить дерево, зачистить два бруса — вертикальный и поперечный, вбить четыре гвоздя, каждый одним ударом — два в запястья и два в ноги, на уровне щиколоток, насквозь. Иногда были удары по нижним гвоздям — для их загибания, чтобы они надежнее держали ноги пригвожденного. При единичных и показательных казнях это делалось молотком, в ходе же карательных или военных компаний солдаты могли выполнять это подручным орудием — боевым топором.

См. также

Источники

  • д/ф (реконструкция) «Распятие» (Crucifixion), 2008, США, реж. Джон Тейлор
  • д/ф «Орудия смерти: Римские машины» (Death machines), 2009, Великобритания, Discovery World

Примечания

  1. Кризис республики. Великое восстание рабов под руководством Спартака//А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт. Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т. — Москва: Государственное издательство политической литературы, 1956. — Т. 2.
  2. ДРЕВНИЕ РИМЛЯНЕ — Марк Красс. Около 115-53 гг. до н. э.//Ботвинник М. Н. Рабинович М. Б., Стратановский Г. А. Жизнеописания знаменитых греков и римлян Жизнеописания знаменитых греков и Римлян. — Москва: Просвещение, 1988.
  3. ВОССТАНИЕ СПАРТАКА//Исторический словарь (slovari-online.ru)
  4. В героическом порыве Спартак сумел прорваться через укрепления Красса в Луканию. Здесь произошла последняя битва с Крассом. Спартак был убит, его армия разгромлена. Тысячи повстанцев были распяты на крестах

    — Е.М.Штаерман. Рабство в Риме//Детская энциклопедия в 12 томах. - Т. 8 Из истории человеческого общества / 3-е изд. - М.: Педагогика, 1975. - 560 с.:ил. (С.97)

  5. Кипчак Джонсон. Вне закона. / Пер. Л. Ефимова. — М. : Махаон, 1999. — 32 с. — (Тайны и секреты). — ISBN 5-88215-586-X (C. 5)
  6. Персоналия — Цаферис Василиос//Портал Богослов.ru
  7. Останки обследовал доктор Хаас, сотрудник отделения анатомии Еврейского иерусалимского университета и Медицинского института «Хадасса». Итоги экспертизы были опубликованы в журнале «Израэл эксплорейшн джорнэл» (т.20, 1970).
  8. Иисус Христос в жизни. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — с.: ил. — (Биографические хроники). ISBN 5-94850-019-5
  9. Неоспоримые свидетельства. М., 1991. — С.181-185. (цит. по ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС, составленный Преосвященнейшим Артемием, епископом Гродненским и Волковысским)
  10. Вячеслав Миронов. Я был на этой войне (Чечня-95)
  11. Патибулум // Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей [Пер. с нем.]. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007. — CD-ROM.
  12. Сын Человеческий. — М.: ПринТерра-Дизайн,2004. — 560 с.: илл. ISBN 5-98424-005-X

Tags: Распятие на кресте фото, распятие в живописи, распятие живопись, распятие бога.