Vostochnieleta.ru

Косоватый ресурс

На этом месте на реке Днепр в июле-августе 1941 года проходила Соловьёвская переправа.

Соловьёвская переправа (или: Соловьёва переправа) — одна из пяти переправ на реке Днепр, через которые поддерживали коммуникации с тылом, а затем выходили из окружения 16-я и 20-я армии во время Смоленского сражения (1941). Переправа находится в деревне Соловьёво Смоленской области недалеко от Старой Смоленской дороги.

Содержание

История

Соловьева переправа известна с XV века как Соловьев перевоз, через который переправлялись войска литовцев, в XVII веке через этот перевоз переправлялись поляки.

Во время Отечественной войны 1812 года после Смоленского сражения через переправу переправлялась отступающая российская армия.[1]

События июля-августа 1941 года

 
Смоленское сражение (1941)
Полоцк Смоленск Бобруйск Могилёв Духовщина Ельня
Памятная стела на Соловьёвской переправе, 25 июля 2006 года.

С середины июля 1941 года переправа была единственным местом, через которое велось материально-техническое обеспечение войск Западного фронта в районе Смоленска, из-за высадки 17 июля немецкого десанта в городе Ярцево. Здесь шли бои за владение переправой. Авиация была главной силой Германии благодаря господству в воздухе. Постоянно наносились бомбовые удары по переправе.

Оборону переправы осуществлял специальный сводный отряд полковника Лизюкова А. И. Целью отряда также было: обеспечение подвоза всего необходимого сражающимся под Смоленском и, при необходимости, обеспечение путей их отхода, переправа раненых и больных. Сама переправа представляла из себя наведённые сапёрами понтонные мосты, имелся недостроенный мост на Старой Смоленской дороге. У Днепра было скопление техники, людей — все стремились быстрее переправиться через реку.

Единственным местом, где нет немцев, была понтонная переправа через Днепр в районе деревни Соловьево. Вот на эту перепра­ву устремились все. Это уже не было организованным отходом, это было бегство. Вперед, т.е. назад, рвались, обгоняя друг друга, машины, повозки, верховые, пешие. Среди машин и повозок много санитарных, с ранеными. Подгоняемые страхом, уже никто не усту­пал им дорогу, все рвались к переправе. Когда мы подъехали на своей повозке к переправе, то увидели море людей и всевозможного транспорта. Самой переправы не было видно, к ней не подступиться. Образовалась пробка, пропустить которую "ниточка" понтонного моста была не в состоянии. Немецкие самолеты безнаказанно бомбили и обстреливали скопище возле переправы. Это был кошмар. Вой сирен, взрывы бомб, крики раненых и людей, обезумевших от страха. Люди бегут, раненые ползут, таща за собой окровавленные лоскуты одежды, длинные полосы бинтов с соскочивших повязок. Я не полез в гущу толпы к переправе и к моменту налета авиации был на краю скопления. С налетом авиации я упал в небольшое углубление, напоминающее отлогий окоп, и там увидел знакомого врача, Фишера, он был старшим нашей группы на сборах в Иркутске. Встреча не принесла нам радости, каждый из нас высматривал, куда бы отползти подальше от этой жуткой картины, безнаказанного избиения людей. (Из воспоминаний Б.Феоктистова)

Бомбили там без конца - столько людей погибло. Как начинается бомбежка, это что-то страшное, земля под нами, как живая. И думается, закрыла бы глаза и убежала. Стоны раненых, крики обезумевших беженцев… Немцы специально включали какие-то сирены – такой гул, прямо симфония смерти, иначе не назовешь. (Из воспоминаний Е.Силипецкой)

Ежедневно шли наземные бои за переправу, и немцам, ценой больших потерь 27 июля удалось её захватить. Однако вскоре солдаты «группы генерала Рокоссовского» отбили переправу обратно. К. К. Рокоссовский писал о А. И. Лизюкове:[2]

Был момент, когда немцы перехватили горловину мешка в районе переправ через Днепр. Но это продолжалось всего несколько часов. Подразделения Лизюкова отбросили и уничтожили весь вражеский отряд.

В начале августа 1941 года 16-я и 20-я армии получили приказ прекратить оборону Смоленска и отойти на восточный берег Днепра. 3 августа началась эта трудная переправа. Понтоны, по которым проходили люди и техника, постоянно обстреливалась артиллерией и авиацией и к середине дня все мосты были уничтожены. Их восстановили только на следующий день под покровом тумана, 4 августа. Перебравшись на восточный берег армии Лукина М. Ф. и Курочкина П. А. заняли оборону и удерживали позиции до октября.

Значение этой переправы подчёркивает начальник штаба 4-й армии генерал Гюнтер Блюментрит в своих воспоминаниях «Роковые решения» (Москва, 1958):[3]

…Самым значительным из них было сражение в районе Смоленска, где была окружена большая группировка русских. Две полевые армии… удерживали три стороны котла, в то время как наши танки блокировали выход из него близ Ярцева. И снова эта операция не увенчалась успехом. Ночью русские войска вырвались из кольца окружения и ушли на восток….

В боях войскам помогала экспериментальная артиллерийская батарея из семи «Катюш» под командованием капитана И. А. Флёрова.

По разным данным на Соловьёвской переправе погибло от 50 000 до 100 000 советских солдат и офицеров.

Память

В июле 2010 года переправа стала местом проведения международного туристского фестиваля «Соловьёва переправа». Он включал фестиваль патриотической песни «У Соловьёвой переправы». После выступлений конкурсантов прошла акция «Свеча» в память о воинах, погибших за Отечество во все времена. В память о павших на воду Днепра спустили десятки свечей. Местные власти рассчитывают сделать этот фестиваль традиционным.[4]

Примечания

  1. Соловьёва переправа)
  2. Солдатский долг. — 5-е издание. — Москва: Воениздат, 1988. — 367 с. — (Военные мемуары). — 250 000 экз. — ISBN 5-203-00489-7
  3. Жилин, 2008ОШИБКА ПАРАМЕТРОВ ШАБЛОНА SFN: латинская «c» вместо русской «с»!
  4. Соловьева переправа - место притяжения

Литература

  • Рокоссовский К. К. Солдатский долг. — 5-е издание. — Москва: Воениздат, 1988. — 367 с. — (Военные мемуары). — 250 000 экз. — ISBN 5-203-00489-7
  • Жилин В. А. Герои-танкисты 1941-1942 гг. — М.: Эксмо, Яуза, 2008. — 576 с. — (Герой Советского Союза). — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-29153-3</ref>

Ссылки

  • Энциклопедия Смоленской области. «Соловьёва переправа».
  • Юрий Александров.Соловьёвская переправа