Vostochnieleta.ru

Косоватый ресурс

Метки: Хурриты чеченцы, хурриты внешность.

Распространение хурритского языка во II тыс. до н. э.
Древняя Месопотамия
Ассириология
Области и государства
Города-государства Шумера · Верхнемесопотамские государства · Аккад · Шумеро-Аккадское царство · Исин · Аморейские царства · Вавилония · Ассирия · Субарту · Приморье
Население
Аборигены Месопотамии · Шумеры · Аккадцы · Вавилоняне · Ассирийцы · Амореи · Арамеи · Касситы · Кутии · Луллубеи · Субареи · Халдеи · Хурриты
Письменность и языки
Клинопись
Шумерский · Аккадский · Протоевфратские языки · Прототигридские (банановые) языки · Хурритский
Шумеро-аккадская мифология
Периодизация
Доисторическая Месопотамия
Эпоха Урук - Джемдет-Наср
Раннединастический период
Ранние деспотии
Старовавилонский/

Староассирийский периоды

Средневавилонский/

Среднеассирийский периоды

Новоассирийский период
Нововавилонское царство

Хурри́ты — древний народ, появившийся на территории северной Месопотамии во второй половине 3 тыс. до н. э. и принадлежавший к неизвестной языковой группе Передней Азии. Известны с 3-го тыс. до н. э. в Северном Междуречье и по левым притокам Тигра. В Сирии и Месопотамии жили вперемежку с семитами. В XVIXIII вв. до н. э. хурриты создали в Северной Месопотамии государство Митанни и оказывали сильное влияние на Хеттское царство. В 1-м тыс. до н. э. жили разорванными ареалами по западным, южным и восточным окраинам Армянского нагорья.

Содержание

Язык и происхождение

Хурриты говорили на хурритском языке, который вместе с урартским образовывал хуррито-урартскую языковую семью. Её родственные связи остаются невыясненными, однако С. А. Старостин утверждает, что эта семья родственна нахско-дагестанской ветви северокавказских языков.[1].

История

Мелкие хурритские царства стали возникать в начале 2 тысячелетия до н. э. Самым известным из них было государство Митанни, (XVII — XIII вв. до н. э.) на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей. Столицей его был город Вашшукканне. Наивысшего расцвета Митанни достигло в XV — XIV вв. до н. э. Митаннийская культура оказывала долгое и сильное воздействие на культуру Сирии, малоазийских областей хеттского царства, а также районов, лежащих к северо-востоку от Митанни, за Тигром. Цари носили индоиранские имена; возможно, что «хурритизировавшаяся» династия происходила с Иранского нагорья. Войско Митанни владело высокой техникой коневодства и колесничного боя, что, вероятно, и позволило династии Митанни объединить мелкие хурритские племенные группы Месопотамии и подчинить семитские (аморейско-аккадские) города-государства. В период расцвета Митанни стояло во главе аморфного союза мелких царств и городов—государств, от побережья Средиземного моря и гор Малоазийского Тавра до окраинных гор Ирана. В 3 — 2 тыс. до н. э. аккадцы и шумеры называли страну хурритов Субарту, а жителей — субареями.

В 1 тыс. до н. э. хурритские царства исчезают, однако хурритские имена ещё употребляются в аккадских текстах. Затем остатки хурритов, видимо, растворяются среди арамеев, урартов, армян, лувийцев, мидийцев. Занимающие ныне часть территории хурритов курды не являются их прямыми потомками, в частности курдский язык является индоевропейским и происходит не от хурритского, а от мидийского языка. Поэтому не имеют ничего общего с наукой попытки представить хуррито-урартские языки как «протокурдские», так как хуррито-урартские языки не только не принадлежат к иранской группе индоевропейской языковой семьи, но и не входят даже в ностратическую макросемью. Ссылка на наличие эргативного строя (частично это явление характерно и для пушту) и некоторое количество общих изоглосс в хурритском и курдском слишком неубедительны, а кроме того могут объясняться предполагаемым хурритским субстратом в курдском языке.

Религия

Согласно мифопоэтичеким представлениям хурритов, мир делится на три сферы: небо, заселённое богами молодого поколения («богами верха»), земля и подземное царство, в котором обитают божества старшего поколения («боги низа») или минувшие, древние боги. Хурритская мифология не знала единого пантеона. Более известны локальные пантеоны: анатолийские (малоазийские), западносемитские, митаннийские. При их сопоставлении выделяется общехурритское ядро: Кумарби, Тешуб, Аштаби, Нубидит, Кужух, Шимиге, Шавушка. Верховное божество анатолийского пантеона — бог грозы Тешуб. Его спутники — быки Хурри (букв. «утро») и Шери (букв. «вечер») и обожествлённые горы Намни. Во главе женских божеств стоит Хебат, супруга Тешуба. Отцом всех богов считался Кумарби. Наибольшее развитие в хурритской мифологии получили космо- и теогонические мифы, в значительной степени восходящие к месопотамским.

Архитектура

Для хурритской митаннийской архитектуры, памятники которой ещё изучены недостаточно, характерны массивность и приземистость общих пропорций и членений крепостных стен, культовых и дворцовых сооружений. Характерны для архитектуры Митанни и постройки разного назначения типа «бит-хилани» (общесемитское название, означающее в переводе «дом галерея»). Дворец-храм в Тель-Халафе, сооружённый при царе Капаре в начале 1 тыс. до н. э. — яркий пример постройки типа сира-хеттского и сиро-финикийского «бит-хилани». Этот тип зданий восходит к древнейшему традиционному жилому дому Северной Сирии. При взгляде на дворец-храм Капары обращают на себя внимание такие стилистические признаки как прямоугольный план, могучие выступы-башни, словно охраняющие находящийся между ними портик. Ещё несколько выступов и башен на противоположной, задней стороне уравновешивали ритм этих архитектурных форм, которые придавали сооружению Капары устрашающий крепостной облик. Грозно возвышалось здание на вершине холма, в цитадели города, обращённое к нему глухой задней стеной. Оно было хорошо видно издалека благодаря окраске. Возведённые из сырцового кирпича стены покрывала штукатурка, покрашенная жёлтой охрой. На светлом фоне стен особенно чётко выделялась обильная скульптурная декорация.

См. также

Литература

  • Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М. 1963.
  • Дьяконов И. М. Алародии (Хурриты, урарты, кутии, чеченцы и дагестанцы) //Сб. Алародии: этногенетические исследования. Махачкала, 1995.
  • Diakonov I.M., Starostin S.A. Hurro-Urartian as an Eastern Caucasian Languages. Münchener Studien zur Sprachwissenschaft, R. Kitzinger, München, 1986.
  • Старостин С. А., Николаев С. Л. Севернокавказские языки и их место среди других языковых семей Передней Азии: Сб. Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1984.
  • История древнего Востока. Т.1, М. 1986. Т.2, М. 1988.
  • Лингвистический энциклопедический словарь. М. // СЭ. 1990.
  • Хачикян М. Л. Хурритская мифология // Мифы народов мира. Т.2, М. СЭ. 1992
  • История искусства зарубежных стран // Изобразительное искусство. М. 1981

Примечания

  1. Хуррито-урартские и восточнокавказские языки // Древний Восток: этнокультурные связи. — Москва: Наука, 1988.

Ссылки

  • Хурриты. Библиография
  • Урарты. Библиография
  • С. А. Старостин У ЧЕЛОВЕЧЕСТВА БЫЛ ЕДИНЫЙ ПРАЯЗЫК «Знание — сила» М., 2003, № 8
  • П. И. Пучков Дивергенция языков и проблема корреляции между языком и расой (О сино-кавказском праязыке и хурритах )
  • Robert Antonio The Rise of the Hurrians  (англ.)
  • Хурритская мифология
  • R. Spencer Wells et all The Eurasian Heartland: A continental perspective on Y-chromosome diversity PNAS vol. 98 no. 18 August 28, 2001  (англ.)
  • M. F. Hammer et all Jewish and Middle Eastern non-Jewish populations share a common pool of Y-chromosome biallelic haplotypes PNAS vol. 97 no. 12 June 6, 2000  (англ.)



Tags: Хурриты чеченцы, хурриты внешность.