Vostochnieleta.ru

Косоватый ресурс

Метки: Церковь святого креста в варшаве, церковь святого креста турция, церковь святого креста барселона, церковь святого креста на острове ахтамар.

Монастырь
Церковь святого Креста
Սուրբ Խաչ
Общий вид монастыря
Страна Турция
Конфессия Армянская апостольская церковь
Тип Крестово-купольный
Основатель Гагик Арцруни
Дата основания 915—921 годы

38°20′25″ с. ш. 43°02′13″ в. д. / 38.340278° с. ш. 43.036944° в. д. (G) (O) (Я)

Церковь Святого Креста на острове Ахтамар (арм. Ախթամարի Սուրբ Խաչ եկեղեցի) — раннесредневековый армянский монастырь на острове Ахтамар, построенный в 915921 годах.

Содержание

Исторический очерк

Церковь святого Креста один из уникальных памятников армянской архитектуры[1] и один из прекрасных примеров художественного течения в Армении IX—X веков[2]. Построен в 915—921 годах зодчим Мануэлом[3]. С 1113 года становится резиденцией Ахтамарского католикосата Армянской церкви[4]. Причиной этого являлось не согласие 5 епископов с поставлением патриархом молодого Григора III Пахлавуни[5]. В 1114 году Собор в местечка Шугра а Киликии низложил ахтамарского епископа Давида, однако последний, не подчинившись решению, провозгласил Ахтамарский Католикосат[5]. Его юрисдикция распространилась только в части Васпуракана[4][5]. С XIII века, в эпоху монгольского владычества, Ахтамарские католикосы избирались из рода Арцруни-Хеденекидов, тогда же этот сан становится наследственным. Пользуясь покровительством Джахан-шаха Кара-Коюнлу католикос Закария III сумел на короткое время объединить Ахтамарский Католикосат с Эчмиадзинским, но всего 14 епархий. В конце XVIII века после длительных споров между двумя католикосатами касательно разграничении юрисдикции, была признана главенство Эчмиадзина. Уже в конце XIX столетия Ахтамарский Католикосат имел 2 епархий с 302 церквями и 58 монастырями. В 1895 году епархии перешли в юрисдикцию константинопольского патриархата Армянской церкви. Монастырь опустел после 1915 годагеноцида армян[5].

Архитектура

Ахтамар — крестово-купольная церковь[1] несколько видоизмененное в плане[6], длина 17 м, ширина 14 м, высота 24 м.[5]. Архитектурный тип церкви тетраконха с угловыми нишами, восходит к памятникам VII века[7]. К северо-востоку от храма в 1316 году была возведена часовня а в 1763 году высокая колокольня. В XVIII веке на западной стороне церкви был построен четырехколонный гавит. Юго-восточнее от храма находится кладбище с хачкарами XIII—XVII вв.

Церковь до реставрации

Более чем тысячелетний храм сохранилась без значительных видоизменений[8].

Скульптура и рельефы

Церковь святого Креста украшен фресками и богатейшей резьбой по камню[3], особенно знаменит оригинальными и весьма разнообразными по сюжетам-рельефами[6]. При сохранении выразительности силуэта и массы храма, эти рельефы имеют самостоятельное культурное значение[6]. Архитектор Мануэл, будучи также скульптором, покрыл весь фасад церкви рельефами религиозного и светского характера. Рельефы богаты орнаменами звериной и растительных мотивов[3]. Тематическим разнообразием и в частности светским содержанием, особо выделяется рельефный пояс опоясывающий весь церковь и проходящий по верхней части фасада — так называемая «виноградная фриза»[6] (иначе «Сбор винограда»[9]). На рельефе виноградной лозы сплетены сюжеты уборки урожая, сцены охоты, пира, животные, фигуры людей и т. д. На восточной части фасада рельефный пояс прерывается скульптурой царя Васпуракана — ктитора Гагика Арцруни. Эти рельефы, по мнению А. Я. Каковкина, «по сюжетному и иконографическому многообразию, глубокому символизму не имеют себе равных... на всем христианском Востоке»[10]. В композиции «Вознесение Креста», расположенной под центральным окном западного фасада, отражено посвящение храма: представлена сцена поднесения царем Гагиком модели храма Иисусу Христу[5]. На верхнем фризе храма исполнены горельефы, изображающие человеческие лица. По мнению Г. Гояна они изображают театральные маски[11]. В целом Мануэл стремился к орнаментальности и отходил от прежней пластической ясности[6].

Фасадные поверхности церкви полностью покрыты рельефами из сюжетов Ветхнего и Нового Завета, образами пророков и апостолов, иногда портретами святых взятые в круглую структуру. Стилевые особенности ахтамарских рельефов позднее оказали влияние в миниатюрах «ванской» или «васпураканской» школы миниатюры[6].

Фрески

Предполагается, что фрески церкви были исполнены под непосредственным руководством архитектора и скульптора Ахтамара Мануэла[12]. Ахтамар по сути единственный сохранившийся памятник времени, фрески которого сохранились сравнительно полноценно и дают возможность для формирования представления о живописи эпохи и его стилевых особенностях[12]. Сохранилось 2 слоя фресок[5]. Предполагаестя, что в куполе было изображение Креста или композиции «Вознесение Креста». Цикл начинается росписью истории Адама и Евы на барабане, а внизу в 4 алтарях в 3 ярусах исполнен обширный цикл фресок земной жизни Иисуса Христа. Примечательно также, что последовательность расположения фресок отличается и от византийской, и от западной программ росписи: считается, что композиция «Второе пришествие Иисуса Христа», расположенная над входом южной экседры, является прототипом византийской редакции «Страшного Суда»[5]. Исполнены также фрески евангельских сцен, фигур апостолов и святых, орнаментальные полосы[13]. Как отмечает Л. Дурнова фрески Ахтамарского храма «поражают динамикой не только всей фигуры, но и складок одежды»[14].

Реставрация

В 2007 году по решению правительства Турции церковь была отреставрирована[15][16]. 19 сентября 2010 года, впервые за 95 лет, в церкви прошла литургия[17], a в ночь с 30 сентября на 1 октября на церкви был установлен крест[18]. До этого отказ турецких властей установить крест на куполе церкви привел к массовым протестом армян всего мира[18]. Ныне Ахтамар функционирует как музей.

Благодаря географической изолированности (на острове) церковь сравнительно хорошо сохранилась. Один из ведущих армянских специалистов по армянской архитектуре Самвел Карапетян, отмечает, что реконструкция была осуществлена на высоком уровне[19], хотя ряд других специалистов указывают на незначительные недостатки[20].

Примечания

  1. ↑ Ахтамар — статья из Художественной энциклопедии
  2. The Cambridge illustrated history of the Middle Ages. — Cambridge University Press, 1997. — С. 374.
  3. ↑ Ахтамар — статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  4. ↑ Discoveries in the Ruins of Nineveh and Babylon: With Travels in Armenia, Kurdistan and the Desert: Being the Result of a Second Expedition Undertaken for the Trustees of the British Museum. — Cambridge University Press, 2010. — Т. I. — С. 114—115.
  5. ↑ Ахтамар // Православная энциклопедия. — М., 2002. — Т. 4. — С. 216—217.
  6. ↑ Всеобщая история искусств / Под общей редакцией Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. — М.: Искусство, 1960. — Т. 2, кн. 1.
  7. The Oxford companion to architecture / Под ред. Patrick Goode. — Oxford University Press, 2009. — Т. I. — С. 39.
  8. С. Мнацаканян, Б. Аракелян, С. Балян. Ахтамар // Армянская советская энциклопедия. — Т. 1. — С. 225.
  9. Армянская Советская Социалистическая Республика — статья из Большой советской энциклопедии (3 издание)
  10. Каковкин А. Я. Рецензия: Мнацаканян С. Х. Ахтамар // ВВ. 1987. Т. 50. С. 201-203
  11. 2000 лет армянского театра. — М.: Искусство, 1952. — Т. 2. Театр средневековой Армении. — С. 182—185.
  12. 1 2 Л. Р. Азарян. Фресковая живопись // История армянского народа. — 1976. — Т. III. — С. 406—409.
  13. История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
  14. 2000 лет армянского театра. — М.: Искусство, 1952. — Т. 2. Театр средневековой Армении. — С. 215—216.
  15. Ankara restores Armenian church // BBC:NEWS. — 29 March 2007.
  16. The official opening of the "Van Akdamar Church Memorial Museum" on the 29th March 2007
  17. Литургия в церкви Сурб Хач на острове Ахтамар прошла по сценарию турецких властей: Артак Шакарян
  18. ↑ Турция: на церкви Сурб Хач ночью установили крест
  19. Турецко-армянские чудеса, Русский Базар №37(752) 16 - 22 сентября, 2010
  20. The restoration of the Holy Cross church on Aghtamar (Akdamar) island: photographs and observations

См. также

Литература

  • И. А. Орбели. Памятники армянского зодчества на острове Ахтамар // Избранные труды. — М., 1968. — Т. I.
  • S. Der Nersesian. Aghtamar. Church of the Holy Cross. — Harvard, 1969.
  • M. S. Ipsiroglu. Die Kirche von Achtamar. — Berlin und Meinz, 1963.

Ссылки

  • The Aghtamar church. The Sculpture on the East Facade на сайте virtualani.org
  • Akhtamar Monastery на сайте armenica.org
  • California State University. Armenian Studies Program. Aghtamar church of the Holy Cross (Sourp Khatch)

Tags: Церковь святого креста в варшаве, церковь святого креста турция, церковь святого креста барселона, церковь святого креста на острове ахтамар.